Карта сайта

САМАРКАНД - Часть 6 - ГЛАВА 1

С. П. Толстов, открыв в Хорезме «городище с жилыми стенами», правильно понял природу древнего среднеазиатского города и, в частности, Мараканда. Развитие С. П. Толстовым положения о первоначальных городах Средней Азии, как больших укрепленных общинных поселениях с особой планировкой (типа пуэбло), имеет первостепенное значение. Исторические исследования на Афросиабе вносят лишь ту поправку, что Мараканд в сако-ахеменидское время уже-представлял сложившийся город с развитыми ремеслами и торговлей.

Важным признаком для определения первоначальной территории-города и его последовательного роста являются оборонительные стены как внешние, окружающие все городище, так и внутренние. Исследование стен с целью получения материалов об их значении в-обороне города и особенно для определения времени их возведения ведется с 1959 года.

Древнейший керамический материал датируется приблизительно-серединой I тысячелетия до нашей эры. Самые древние остатки таких построек, обнаруженные в северной части Афросиаба, исследователи относят ко II—III вв. нашей эры.

Длительное изучение крепостных стен городища М. К. Пачосом и другими археологами позволяет сделать следующие предварительные выводы.

Фактический материал и его толкование позволяют дать схему развития города лишь начиная с IV—V вв. нашей эры. Первая городская стена была построена в IV веке нашей эры. Тогда же возникли и стены цитадели.

Вторая городская стена возведена в IV — начале VII века, а четвертая внешняя стена — в VIII—первой половине IX века.

Работы по стратиграфии культурных наслоений в западной и восточной сторонах городища не обнаружили культурных слоев, относящихся к более ранней дате, чем сами стены, сложенные из сырцового кирпича и построенные не раньше VIII—IX вв. н. э. Отсюда, высказывающиеся в археологической литературе предположения А. И. Тереножкина о том, что город в начале нашей эры охватывал всю территорию Афросиаба, пока не находят подтверждения.

Обследование стен с северной стороны городища показало, что> самая ранняя из них восходит по крайней мере к началу нашей эры..

Предварительные результаты исследований оборонительных стен подтверждают, как будто бы, старую точку зрения, высказанную В. П. Вяткиным, о последовательном росте города с северной стороны. Однако следует оговориться, что для окончательного решения этого, существенного не только для истории Самарканда, вопроса материал еще далеко недостаточен, да и не все стены еще подвергнуты исследованию. Общая картина обживания территории Афросиаба окажется, надо полагать, весьма сложной, а выявление ее потребует больших и длительных земляных работ.

Нужно иметь в виду и то, что Афросиаб отличается своей многослойностью, и следовательно, сложностью его археологического изучения. И дальнейшее углубление в толщу напластований городища может привести ученых к еще более древним слоям (до нашей эры). Таким образом, решающее слово остается за дальнейшими археологическими исследованиями.

Итак, накопленные исторической наукой археологические данные дают возможность прийти к следующим выводам: Мараканд времен походов Александра Македонского — это несомненно Самарканд. Но Самарканд — более позднее название Мараканда, который существовал до того, как наименование города впервые упоминается у греческих-авторов. Мараканд — греческая передача согдийского названия. Самарканд. По этому поводу английский ученый Кеннинг говорит: Название города первоначально было Самарканд и греческая форма Мараканд — это только упрощенная форма, представленная по очевидной аналогии, обычной в греческом языке. Во всяком случае несомненно, что первый гласный звук в слове Самарканд вторгся -случайно, а второй гласный звук был подлинно долгим.

Что касается отождествления Мараканда с Афросиабом, то многие ученые считают, что Афросиаб — это место еще более раннего расположения Самарканда.

Таким образом, в свете новых археологических исследований многие ученые пришли к выводу о том, что город (или первоначально поселение) возник на холмах Афросиаба не менее двух с половиной тысячелетий тому назад и что до греко-македонского завоевания в долине Зарафшана—Согде уже существовала развитая оседлая земледельческая культура. +

После смерти Александра Македонского (323 г. до н. э.) в Средней Азии установилось кратковременное господство его преемников — селевкидов. Борьба народных масс против господства селевкидов приводит к созданию греко-бактрийского царства, объединившего в своих пределах Бактрию, Согдиану, Маргиану — древнейшие государства, на территории которых обитали предки современных народов Средней Азии.

В античную эпоху через Среднюю Азию велась обширная торговля между Востоком и Западом. Согд находился на перекрестке караванных путей, шедших из Индии в Китай.

Во II веке до нашей эры Фергану и Согд посетил посол китайского императора Чжань Цянь, который собрал важные сведения о народах Средней Азии.

Среднеазиатские народы, поддерживая экономические сношения с Китаем, Индией и Ираном, обогащали свою культуру и в то же время оказывали благотворное влияние на развитие культуры восточных стран. Известно, что китайцы заимствовали у народов Средней Азии культуру люцерны и винограда, гранатового дерева, грецкого ореха, семена огурцов. Китайцы переняли здесь культуру хлопка. Из Ферганы китайцы вывезли табун коней, названных ими за красоту, неутомимость и резвость «небесными» 1.

Жители Средней Азии, в свою очередь, переняли у китайцев-шелководство, производство бумаги, способы изготовления золотых и серебряных изделий, оружейное дело.

Большое развитие в эту эпоху получает торговля и обмен внутри-Средней Азии между земледельческими оазисами и городами, с одной стороны, и кочевниками — с другой. Особенно тесные связи существовали между Согдианой и Ферганой.

В I веке нашей эры Бактрия и Согдиана вошли в состав Кушанского царства 2., являющегося одним из сильнейших рабовладельческих государств. Наибольшего расцвета Кушанская держава достигла при царе Канижке (примерно 78—123 годы н. э.), который расширил пределы царства за счет Индии в продолжительной борьбе с Китаем, сумел присоединить земли Восточного Туркестана (Кашгар, Яркент и Хотан).

При первых правителях центр Кушанского государства находился, очевидно, в Согде, в городе Кушан (в районе нынешнего Катта-кургана). Но при Канижке столица была перенесена в северо-западную Индию в Пешавар.

Кушанский период для Средней Азии явился периодом подъема хозяйственной жизни, основывающейся на значительном развитии рабовладельческих отношений. В это время здесь расширяется городекая жизнь, усиливаются торговые связи среднеазиатских городов, в том числе Самарканда, с Китаем, Индией. Из Китая ввозили шелк, нефрит, железо, никель, изделия из лака и кожи, а из Средней Азии везли в Китай стекло, драгоценные камни, предметы украшения; из Индии взамен стеклянных изделий и других среднеазиатских товаров привозились пряности, благовония, бумажные и тонкие шерстяные ткани.


1 Китайцы называли ферганских лошадей «небесными» и верили в их «небесное происхождение». Чжань Цянь был первым человеком, который завез лошадей этой породы в Китай. Он же в 126 г. до н. э. привез на родину из Средней Азии семена люцерны, посевы которой затем распространились по всему Северному Китаю.

2 Время возникновения Кушанского царства точно не известно.

 

Начиная со II века нашей эры согдийские купцы держали в своих руках значительную часть «Великого шелкового пути», по которому в древности шла торговля между Дальним Востоком и странами Запада — Римом и Парфией, позднее Византией и сасанидской Персией. Согдийцы не только вели посредническую торговлю, но и поставляли на международный рынок предметы собственного производства, свидетельствующие о высоком уровне развития ремесел. Согдийские шелка начинают конкурировать с китайскими. Завоевало широкую известность и согдийское оружие, особенно славились самаркандские кольчуги, принятые в IV веке нашей зры на вооружение в Китае. Большой популярностью пользовались согдийские песни и танцы: многие самаркандские мелодии уже в V—VI веках нашей эры проникали в другие страны Востока.

Кушанское царство первых веков нашей эры было одним из •сильнейших рабовладельческих государств того времени, имевшим тесные связи с западными и восточными культурными странами. Народы Средней Азии в этот период, развивая местные культурные традиции, вместе с тем освоили и творчески переработали ряд достижений античной культуры и культуры Индии, Китая, Ирана.

Кушанский период является важным этапом в истории Самарканда. О расцвете города в этот период свидетельствуют находки на Афросиабе таких предметов, как многочисленные терракотовые скульптурные фигурки, оссуарии с архитектурными и скульптурными элементами, восходящие к I—III векам нашей эры, египетский флакон римского времени, глиняные римские светильники, бронзовая -статуэтка, изображающая обнаженного человека, который душит накинувшегося на него льва, резные камни с различными изображениями и, наконец, монеты Кушанских и Согдийских правителей.

На монетах кушанской чеканки мы находим изображение различных божеств — зороастрийского Будды, греческих Солнца и Луны. На лицевой стороне некоторых монет изображался царь, стоявший во весь рост перед алтарем. Монеты кушанских царей свидетельствуют также о важных изменениях в языке и письменности. Происходит графическое улучшение хорезмского и согдийского письма: буквы стали изображаться слитно, что продвинуло вперед технику письма скорописью.