Карта сайта

САМАРКАНД - Часть 5 - ГЛАВА 1 Тайны афросиаба

Афросиаб — имя мифического царя Турана и одного из легендарных героев, поэмы великого таджикского поэта Фирдоуси «Шахнаме». Под этим названием известно место, где был основан древний Самарканд.

Ныне Афросиаб — огромный безжизненный холм. Десяти-пятнадцатиметровые толщи многовековых археологических напластований все больше привлекают к себе внимание ученых.

Чем же объясняется неослабевающий интерес к этому городищу?" На какие вопросы хотят найти здесь ответы ученые, ведя многолетние исследования?

Этих вопросов немало: являлся ли Афросиаб местом древнего-расположения Мараканда, был ли именно здесь основан Самарканд? Можно ли отождествлять название «Мараканд» с современным наименованием города? Какова точная дата основания Афросиаба, а следовательно, и самого Самарканда? Каким был уровень древней культуры населения, обитавшего на этих землях?

Археологическое изучение Афросиаба началось в конце прошлого века, после присоединения Средней Азии к России. Раскопки здесь вели: в 1874 году — майор Борзенков, в 1883 — подполковник Крестовский, в 1885 — профессор Н. И. Веселовский, в 1904 — академик В. В. Бартольд, в 1905 году — археолог В. Л. Вяткин. В 1912 году в западной части городища была вскрыта часть обширного здания, украшенная алебастровыми панелями с рельефным орнаментом. Эти панели обнаружены профессором М. Е. Массоном и археологом М. В. Столяровым. Тогда же М. Е. Массон высказал предположение, что панели украшали залу во дворце саманидов. В 1919 году находка была доставлена в самаркандский музей.

В советское время археологические раскопки на Афросиабе были возобновлены в 1925 году В. Л. Вяткиным при участии археолога В. А. Шишкина.

Раскопки велись в западной части городища близ древних Нау-бухарских ворот, где были открыты рельефные алебастровые плиты и буддийская фреска.

В. Л. Вяткину удалось собрать на Афросиабе большую коллекцию монет, бытовой посуды, печатей, предметов искусства, обнаружить остатки богато украшенной соборной мечети, сожженной Чингиз-ханом. В 1933, а затем в 1941 году были определены культурные слои, датируемые первыми веками до нашей эры.

Самаркандская археологическая экспедиция под руководством М. Е. Массона проследила культурные слои к северу, востоку и югу от Афросиаба, также датируемые первыми веками до нашей эры. В течение 1945—1948 годов исследования на Афросиабе проводились Институтом истории и археологии АН УзССР под руководством А. И. Тереножкина с целью изучения исторической фотографии старого домонгольского Самарканда. Основное внимание направлялось на отыскание и обследование наиболее древних культурных наслоений на Афросиабе.

Экспедиции удалось обнаружить и на нескольких участках городища проследить самый древний культурный слой, который, по утверждению А. И. Тереножкина, распространяется на всей площади Афросиаба. Культурный слой этого древнего этапа городища состоит из остатков жилых построек из глины и сырца, обломков керамических изделий, изготовленных главным образом на гончарном станке, и кухонных котлов ручной работы.

Работы М. Е. Массона, А. И. Тереножкина и, в последнее время, В. А. Шишкина существенно изменили представление о якобы большом перерыве в жизни Самарканда со времени разрушения его Александром Македонским. В ходе раскопок были найдены предметы, относящиеся к первым векам до и первым векам нашей эры. Афросиаб оказался значительно более древним, чем это предполагал В.Л. Вяткин.

Таким образом, в результате многолетних археологических раскопок получены интересные материалы, ликвидирующие многие «белые пятна» в истории Самарканда до монгольского нашествия. Особенно плодотворные результаты принесли археологические исследования последних лет. Афросиаб раскрывает свои вековые тайны. В северной части городища выявлено самое древнее поселение, основанное в середине первого тысячелетия до н. э. В западной части обнаружен большой комплекс богато украшенных жилых помещений, возведенных из сырцового кирпича. Остатки стенных росписей хорошо прорисованы, выделяются световой гаммой орнамента, составленного из цветов, листьев и завитков стеблей. Найдена резьба по алебастровой штукатурке на глине. Как удалось выяснить, значительная часть помещений, видимо принадлежащих знати, была оборудована канализацией с поглощающими колодцами. В южной части городища изучен квартал гончарных мастерских, по остаткам которых можно воссоздать технику гончарного производства того времени. Найдены прекрасные образцы поливной и неполивной глиняной орнаментированной посуды, множество терракотовых статуэток, фрагменты оссуариев, изделия из стекла, много орудий труда и женских украшений, монет. Установлено, что в далекие времена население городища пользовалось свинцовым водопроводом, который был проведен с южной стороны. Его разрушение заставило жителей древнего Самарканда переселиться после монгольского нашествия на территорию современного города. Это подтверждается тем, что в Афросиабе не обнаружено культурных слоев, которые относились бы ко времени после набега Чингиз-хана.

Особенно плодотворным в изучении Афросиаба оказался 1965 год. То, что удалось открыть здесь весной этого года, превзошло все ожидания ученых. Обнаруженные в глубине городища несколько зданий, сложенных из сырцового кирпича, надписи на согдийском языке, многие предметы быта, стеклянная посуда — от миниатюрных -стаканов до чернильниц, свидетельствуют о яркой самобытной культуре древнего города. История Самарканда и всей Средней Азии обогатилась новыми уникальными данными. О значении этих замечательных находок будет рассказано ниже.

Археологические исследования Афросиаба заставили ученых задуматься и над вопросом о действительном возрасте Самарканда. Данные исследований позволяют сделать вывод, что город существовал значительно раньше вторжения на территорию цветущей Согдианы войск Александра Македонского, когда впервые Самарканд под названием «Мараканда» был упомянут древнегреческими историками. К этому выводу пришел в частности А. И. Тереножкин. Исследуя возраст нижних культурных слоев Афросиаба, он обнаружил здесь остатки жилых построек, сложенных из сырца и глины, большое количество обломков глиняной посуды ремесленного производства, кухонных котлов домашней работы 1. Здесь были найдены, в частности, золотой ахеменидский дарик (коллекция Б. Н. Костальского) 2., небольшая подвесная каменная печать с резным изображением увенчанного короной ахеменидского царя в рост с колчаном за спиной и луком в руках. Эти афросиабские находки привели А. И. Тереножки-на к утверждению, что Мараканд в сако-ахеменидское время (VI IV века до н. э.) представлял уже сложившийся город с развитым ремеслом и торговлей.

Разделяя это мнение, профессор Я- Г. Гулямов в недавно опубликованной статье «Новый блеск древнего Самарканда» подчеркивает, что разведывательные раскопки древних слоев Афросиаба позволили А. И. Тереножкину составить и научно обосновать хронологическую шкалу развития древнего Самарканда и доказать существование на Афросиабе городского поселения, сложившегося в VI— IV вв. до н. э.

Я. Г. Гулямов считает, что комплекс археологического материала Афросиаба не является случайным или своеобразным только для древнейшего Самарканда; он занимает историческое место среди •одновременных, твердо датированных комплексов из древних городов, расположенных от Хорезма до юга Афганистана 3.

К сожалению, археологи по ряду важных вопросов истории Афросиаба не достигли единого мнения. Дискуссионным остается по-преж-.нему не только вопрос о возрасте Афросиаба и Самарканда, но и о том, была ли греческая Мараканда расположена на афросиабской возвышенности или ее надо искать в ином месте. Расходятся мнения ученых и о том, охватывал ли Самарканд в начале нашей эры всю территорию Афросиаба или только отдельную ее часть. По мнению А. И. Тереножкина, Самарканд в сако-ахеменидское время (VI— IV вв. до н. э.) стратиграфически размещался на всей площади современного городища Афросиаба, окружность которого достигает 3,5 километра (218,9 га). При этом он подчеркивает, что размеры городища и его древность подтверждают отождествление античными авторами Самарканда с Маракандом. «Самарканд развивался не постепенным ростом из малого центра (первоначального поселения) концентрическими кругами, а сложился сразу как огромный город, по-видимому, в результате закономерной трансформации обширнейшего родового поселения той более древней стадии, которую здесь-еще не удалось выявить археологическим путем.


1 А. И. Треножкин. Согд и Чач. Краткие сообщения Института истории культу ,ры АН СССР, выпуск 33, 1950, стр. 156.

2 М. Е. Массон. Монетные находки, зарегистрированные в Средней Азии в 1930—1931 гг. Материалы Узкомстариса, выпуск 5, Ташкент, 1933, стр. 6.

3 Я. Г. Гулямов. Новый блеск древнего Самарканда. Общественные науки в Узбекистане, № 8, 1965, стр. 32.