Карта сайта

САМАРКАНД - Часть 3 - ГЛАВА 1

Согдиана занимала долину Зарафшана и бассейн соседней Кашкадарьи. Главным городом ее являлся Мараканд (Самарканд) 1.

На территории Бактрии, Хорезмии, Согдианы, население которых было весьма пестрым, с глубокой древности жили предки узбеков и таджиков. Из этих многочисленных этнических элементов, в частности бактрийцев, хорезмийцев, в результате весьма длительного исторического процесса сложились впоследствии таджикская и узбекская народности с их этнографическими и языковыми особенностями.

Народы Средней Азии, как говорящие на тюркском языке (узбеки) 2., так и на восточно-иранском (таджики) 3., хотя и разделили во многом общую историческую судьбу, но имеют свое конкретное происхождение (этногенез), представляют каждый в отдельности самостоятельное историческое образование с целым рядом своеобразных черт. Вместе с тем в течение многих веков таджики и узбеки совместно «созидали во многом общую материальную культуру, единую архитектуру, близкое друг другу изобразительное искусство и только там, где более всего сказывалось различие, а именно в языке, создавали разную литературу, одинаково богатую, а по сюжетам и идеологии часто весьма друг другу близкую 4.

Согдиане и ее столице Мараканду, как и другим среднеазиатским городам и селениям, не раз пришлось столкнуться с сильнейшими завоевателями, пытавшимися захватить их земли и богатства.


1 Этимология наименования «Самарканд» научно не установлена. Восточные авторы считали, что первая часть слова «самар» — это имя основателя или завоевателя города. История, однако, не знает такого имени. Вторая часть слова — «кент», то есть селение город (ср. Ташкент, Пенджикент и др.). Ученые XI века Бируни и Махмуд Кашгари видели в названии города искаженное слово «семизкент», то есть богатое селение.

2 В состав современного узбекского народа входит не только древнейшее тюркское население среднеазиатского Междуречья, но и согдийцы, и хорезмийцы, а потом и таджики. Имя свое узбекский народ действительно получил от кочевников — узбеков, но высокую оседлую культуру выработал задолго до их прихода на базе древней согдийско-хорезмийской цивилизации, совместно с таджиками, раньше узбеков, ставшими оседлыми.

3 Таджикский народ в процессе своего образования из различных этнических элементов, в том числе и тюркских, в наибольшей мере вобрал в себя и сохранил восточно-иранский элемент и ирано-язычную речь. Обособление восточных иранце» Средней Азии (предков таджиков) от западных иранцев (предков персов) произошло в глубокой древности задолго до нашей эры. Таджикский и узбекский народы имеют каждый в отдельности свою собственную культуру, свои культурные традиции, свою историю.

4 К. В. Тревер, А. Ю. Якубовский, М. Э. Воронец. История народа Узбекиста на, Ташкент, Изд-во АН УзССР, 1950, т. 1, стр. 11.

 

В VI в. до н. э. в результате продолжительной и упорной борьбы территория Узбекистана была захвачена иранцами, возглавляемыми царем Киром. Почти два столетия народы Средней Азии вели мужественную борьбу против иранских завоевателей.

Отстаивая свою свободу, местное население проявляло подлинный героизм. Античный писатель Полиен рассказывает о подвиге сакского пастуха Ширака, взявшегося вывести тайными путями отряд персидского царя Дария I в тыл восставших саков. Питая жгучую ненависть к врагам и пламенную любовь к своей родной земле, мужественный пастух после недельного пути завел персов в глубь необитаемой безводной пустыни, за что поплатился своей жизнью. Умирая, он бросил в лицо завоевателям: «И все же победа останется за мной: обрекая персов на смерть от голода и жажды, я отведу беду от своих соплеменников».

Только в середине IV века до н. э. саки и хорезмийцы сбросили персидское иго. Но над народами Средней Азии нависла новая опасность.

Весной 329 года греко-македонская армия во главе с Александром за 5 дней совершила трудный переход через горный Гиндукуш и вторглась на территорию Средней Азии. Александр Македонский двинулся к Мараканду и после упорного боя захватил его. Оставив в городе гарнизон, Александр Македонский двинулся к Ферганской долине. Но путь завоевателей оказался нелегким. Свободолюбивый народ оказывал им ожесточенное сопротивление и, отстаивая свою независимость, поднялся против греко-македонских завоевателей. Центром восстания, которое продолжалось три года, явилась Согдиа-на. К согдийцам вскоре присоединилось население Бактрии и Хорезма. Александр Македонский был вновь вынужден бросить главные силы в долину Зарафшана. «Взяв половину конных этеров 1. всех гипаспитов 2. стрелков, агриан 3. и самых легких из фаланги, — повествует историк Арриан, — Александр пошел с ними к Мараканду» 4.

Восстание местных племен и народов под руководством Спитаме-на против греческих завоевателей — одно из ранних народно-освободительных движений в истории Средней Азии. Нигде армии Александра Македонского не оказывалось такого ожесточенного и продолжительного сопротивления, как здесь. Поход в Среднюю Азию потребовал от греко-македонских войск больших жертв и усилий. С 329 по 327 год до н. э. Александру пришлось трижды завоевывать каждый рал поднимавшуюся против него Согдиану и ее столицу.


1 Этер—греческий воин. Из них состояла тяжеловооруженная конница (гвардия).

2 Г и п а с и и т ы — отборные щитоносцы с окованными серебром щитами.

3 Агриане — легкая пехота из фракийцев, славились как искуссные стрелки из лука.

4 Арриан. Поход Александра. М,— Л., Изд-во АН СССР, 1962, стр. 138.