Карта сайта

САМАРКАНД - Часть 1 - ПРЕДИСЛОВИЕ

Тысячи городов на земле, и каждый из них имеет свою неповторимую историю. Но есть города, которые как бы олицетворяют судьбы целых народов и государств, отражают путь, пройденный многими поколениями. Таким предстает перед нами Самарканд, многовековое прошлое которого— страница истории нашей Родины, часть мировой истории.

Подобно древним очагам человеческой культуры — Вавилону, Фивам, Риму— Самарканду суждено было пережить много великих событий и потрясений. Город видел воинов Александра Македонского, перенес набеги и владычество арабов, огнем и мечом прошли здесь орды Чингиз-хана. В этом городе собирал свои полчища для грабительских походов «железный хромец» Тамерлан, стремившийся сделать Самарканд столицей мира.

«Эдем древнего Востока», «драгоценная жемчужина восточного мусульманского мира», «Рим Востока», — такими пышными названиями наделяли Самарканд географы, историки, поэты. Самарканд — сокровищница культуры среднеазиатских народов — развивался и тесном общении с культурой народов России, Китая, Индии, Ирана и других стран Запада и Востока. История город связана с именами выдающихся ученых, писателей и художников Востока — Ру-даки, Бабура, Джами, Авиценны, Улуг-бека, Мукими, Фурката, Ахмеда Доннша, Хамзы Хаким-заде Ниязи, Садриддина Айни и многих других.

Изумительные архитектурные памятники Самарканда, сохранившиеся до наших дней, созданы руками трудового народа — подлинного творца истории. Ни ханы, ни эмиры, а простые .'поди, замечательные народные умельцы, вдохновенные мастера трудились в течение веков, создавая потом и кровью своей бессмертные гворения, вызывающие восхищение потомков. Памятники среднеазиатского народного зодчества стоят в одном ряду с архитектурными шедеврами Египта, Индии, Китая, античной Греции и древнего Рима.

В течение многих веков не увядала слава самаркандских мастеров-ювелиров, самаркандских изделий из шелка и атласа, стекла, глины и мрамора. Самаркандская тряпичная бумага, малиновый бархат высоко ценились далеко за пределами Средней Азии. В Самарканде были построены грандиозные солнечные часы и такой же водопровод, как в Риме. Вокруг политического деятеля и выдающегося научного организатора Улугбека возникла целая школа, объединившая крупнейших ученых, таких, как Джемшид Гиям-ад-дин ал-Каши, Казы-заде ар-Руми, Али-Кушчи, именами которых и поныне гордятся народы Средней Азии. Здесь великий астроном Улугбек составил каталог звездного неба, который был точнее европейских каталогов, появившихся через сто лет после его смерти.

История Самарканда — неразрывная часть истории узбекского, таджикского и других народов Советского Востока, прошедших на протяжении многих веков одни и те же этапы общественного и экономического развития. Они вместе боролись против иноземных захватчиков, против социального и национального гнета, вместе создавали материальные и духовные ценности, внеся свой вклад в сокровищницу культуры народов СССР и общемировой культуры.

Веками мечтали о лучшей доле и боролись за нее трудящиеся Средней Азии. Но цепи насилия и угнетения сковывали крылья народа. В одном из писем Центральному Комитету Коммунистической партии Советского Союза узбекский народ писал: «Сотни лет изнемогал наш народ под игом эксплуататоров и поработителей, не мог владеть водой и землей в своей родной стране, был лишен права пользоваться плодами, которые создавал своим трудом, погибал от нищеты и невежества, темноты и бескультурья. Веками наш народ страдал от безводья, хотя и жил по берегам многоводных рек. Сотни лет он ютился в глиняных лачугах и ветхих шалашах, хотя и воздвигал роскошные дворцы. С незапамятных времен наш народ возделывал тончайший шелк и атлас, а сам ходил в лохмотьях. Опустошительными были междоусобные феодальные войны ханов и беков, продолжавшиеся почти на всем протяжении истории нашей земли»1


1 «Правда», 19 февраля 1960 г.

 

Самарканд не раз видел грозные волнения народных масс, их мужественную борьбу против своих угнетателей и чужеземных захватчиков. Много раз в течение прошедших столетий над городом полыхало пламя пожарищ. Но руки народа-творца снова поднимали его из пепла и украшали чудесными дворцами и садами.

К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин, опираясь на материалистическое понимание истории, обосновали и подтвердили незыблемую научную истину о том, что основой всей жизни человечества является производство материальных благ, развитие производительных сил и производственных отношений. Творцы марксизма-ленинизма учат, что закономерное развитие общественно-экономических формаций (за исключением первобытно-общинной) было историей борьбы классов, что общественные законы осуществляются исключительно посредством деятельности людей, классов, народных масс. «Люди сами гворят свою историю» 1.

От примитивных орудий первобытного человека, в каменном веке, до атомной энергии и реактивного двигателя в современную эпоху — таков путь трудовой славы человечества. Благодаря человеческой деятельности преображаются лик земли, климат, растительность, животный мир и «даже сами люди» 2. Об этом говорят страницы истории стран, государств, народов, городов. Об этом рассказывает и многовековая история Самарканда.

Труден и сложен был путь узбекского и других народов нашей страны к своему освобождению. Он занял века борьбы и потребовал много жертв и крови. «Прошлое народов Средней Азии, — говорил Юлдаш Ахунбабаев, — написано огнем и кровью. Нашествия иноземных завоевателей, грабительские набеги, страшные опустошения, порабощение и гнет — все эти ужасы с давних пор изведали местные племена и народности» 3.


1 В. И. Ленин. К. Маркс, Соч., изд. 4-е, т. 21, стр. 40.

2 Ф. Энгельс. Диалектика природы. М„ Госполитиэдат, 1958, стр. 183.

3 Ю Ахунбабаев. Узбекская Советская Социалистическая Республика. Сборник статей «11 Союзных Советских Социалистических Республик», М„ Госполитиздаг, 1938, стр. 81.

 

На верную дорогу к свободе и счастью вывела трудящиеся массы великая партия Ленина.

Только с установлением власти рабочих и крестьян началась новая страница истории Самарканда. С первых же дней Советской власти В. И. Ленин обратил особое внимание на развитие Самарканда, на сохранение и реставрацию его исторических памятников. Еще гремели орудия на фронтах гражданской войны, а вождь Коммунистической партии и создатель советского государства В. И. Ленин дал указания выделить необходимые средства для реставрации архитектурных памятников Самарканда. В одной из своих бесед с управляющим делами Совнаркома В. Бонч-Бруевичем Владимир Ильич подчеркнул необходимость сохранить самаркандские исторические памятники: «Нельзя не отметить, — вспоминал Бонч-Бруевич, — с каким особым вниманием отнесся Владимир Ильич к необходимости ремонта известной исторической мечети в Самарканде — этого изумительного достижения восточного искусства» 1.


1 О Ленине. Воспоминания, рассказы, очерки. М., ГИХЛ, 1956, стр. 196—197.

 

Благодаря ленинской заботе памятники восточного зодчества были спасены от разрушения. Засверкал лазурью купол Гур-и-Эмира, прежний вид приобретает медресе Улугбека, Шир-Дор, ансамбль мавзолеев Шах-и-Зинда.

Коммунистическая партия и Советское правительство уделяли постоянное внимание экономическому и культурному развитию города. По заданию Центрального Комитета в разное время в Самарканд для оказания практической помощи партийным и советским организациям приезжали М. В. Фрунзе, В. В. Куйбышев, М. И. Калинин, Г. К. Орджоникидзе, А. А. Щербаков, А. А. Андреев, А. И. Микоян, М. А. Суслов, А. Н. Косыгин, С. М. Буденный и другие видные деятели нашей партии.

За годы Советской власти город неизмеримо вырос. Современный Самарканд — это благоустроенный социалистический город с фабриками и заводами, парками и скверами, прямыми асфальтированными улицами, утопающими в зелени зданиями. Самарканд превратился в социалистический маяк на Востоке, ярко демонстрирующий замечательные плоды ленинской национальной политики.

Вся история этого древнейшего города полностью разоблачает фальсификаторов — идеологов буржуазии, пытающихся отрицать наличие высокой самобытной древней культуры среднеазиатских народов, в кривом зеркале отображающих социалистическую действительность и великие достижения народов Средней Азии.

Мощный расцвет Советского Узбекистана, его городов и селений яркий пример того, что могут достигнуть народы, освобожденные от капиталистического рабства. Теперь Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркмения, Таджикистан из отсталых колоний царской России стали передовыми промышленно-развитыми социалистическими республиками, своими достижениями восхищающими мир.

В 1969 году Самарканд будет отмечать 2500-летний юбилей своего существования 1.

Немало книг написано о Самарканде 2. Но историческая «биография» Самарканда — одного из древнейших городов мира, до сих пор не создана.

Автор настоящей работы излагает историю дореволюционного Самарканда, уделив особое внимание периоду после присоединения города к России. Этот период в истории Самарканда и всего Узбекистана наполнен важными событиями и социально-экономическими процессами: развитием экономики и культуры, проникновением марксистско-ленинских идей, ростом революционного и освободительного движения, борьбой за победу власти рабочих и крестьян.

Хронологическими рамками книги является история Самарканда от возникновения города до победы Великой Октябрьской социалистической революции. Это — огромный период, равный более чем двадцати пяти векам, и, разумеется, автор не претендует на всестороннее и глубокое освещение многогранной истории Самарканда, а лишь коротко рассказывает об отдельных страницах политической, экономической и культурной жизни города минувших столетий. Это первая часть книги. Продолжая дальнейшее изучение и обобщение источников и литературы, автор ставит перед собой цель со временем написать другую ее часть, посвященную истории социалистического Самарканда, от победы власти Советов до наших дней.

Автор приносит сердечную признательность М. Г. Вахабову, Я Г Гулямову, В. И. Ефимову, К. Е. Житову, С. М. Захарову, II. И. Леонову, Д. Н. Леву, X. Т. Турсунову, И. И. Умнякову, И Л. Устименко, Г. Н. Чаброву, М. У- Аминову, сотрудникам Самаркандского областного архива, Республиканского музея истории искусства и культуры Узбекской ССР, Областного государственного архива, партархива Самаркандского обкома КП Уз и всем товарищам, давшим ценные советы при написании книги.


1 В 329 г. до н. э. при описании походов Александра Македонского в Среднюю Азию греческие историки Квинт Курций Руф, а затем Арриан, Страбон в своих сочинениях запечатлели самое раннее упоминание о Самарканде, назвав его «Мара-канд». Однако неоспоримо, что город существовал и до прихода в Среднюю Азию войска Александра Македонского. Греки, вступившие в пределы Зарафшанской долины, признают, что уже тогда Самарканд был большим цветущим городским поселением, имел цитадель, особую внешнюю стену протяжением около 10,5 километра. Сохранилась легенда о том, что когда Александр Македонский осмотрел Самарканд, он воскликнул: «Все, что я слышал о красотах города,— все правда, за исключением того, что он более прекрасен, чем я мог представить себе».

2 Среди многочисленной литературы следует отметить труды С. А. Акрамова М. V. Аминова, А. Аминова, В. В. Бартольда, А. Л. Белецкого, М. Г. Вахабова, В. Л Вяткина, В. Г. Гафурова, Г. В. Григорьева, Я. Г. Гулямова, В. И. Ефимова, К. Е. Житова, Т. Н. Кары-Ниязова, И. Ю. Крачковского, Д. Н. Лева, Н. И. Леонова, В. И Массальского, М. Е. Массона, И. М. Муминова, М. А. Нугаевой, С. П. Толстова, И. И. Умнякова, Г. Н. Чаброва, В. А. Шишкина, А. Ю. Якубовского и других. Сведения по истории Самарканда содержатся в «Истории народов Узбекистана», «Истории народов Таджикистана», «Истории народов Туркмении», «Истории народов Киргизии», «Истории народов Казахстана».