Карта сайта

МАЛОЯРОСЛАВЕЦ - Часть 7 - СЕДАЯ СТАРИНА

Пройдя еще 8 километров, мы приходим в деревню Тимашево. Здесь в 1840 году в семье мелкого калужского купца родился Илларион Михайлович Прянишников. Имя этого художника хорошо всем известно по картинам, находящимся о Государственной Третьяковской 1 галерее: «Шутники», «Порожняки», «В 1812 году», «Пряха», «В мастерской художника». В Калужском художественном музее есть его картина «Задворки».


1 Желая доказать происхождение своею рода из г. Малоярославца, братья Третьяковы и 1884 году издали книгу «Малоярославец», материалы по истории города XVII и XVIII столетий. Приводом выдержку из этой книги: «Помещенные в настоящей книге документы по г. Малоярославцу, хранящиеся подлинником в Московском архиве Министерства юстиции, напечатаны со списка, сделанного начальником отделения архива И. Н. Николаевым. Печатание книги произведено за счет Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых, род которых, перешедший в 1774 г. в Московское купечество из Малоярославецкого, Виден по приведенным документам в непрерывной последовательности с 1646 года.

 

Прянишников—мастер картин из бытовой жизни города и деревни, один из зачинателей могучего движения передвижников, борец за реализм и народность искусства. В деревне Тимашево будет установлена мемориальная доска в память о замечательном русском художнике.

Если взять направление по Московско-Брестскому шоссе в сторону Медыни, то можно побывать в деревне Подсосино, недалеко от совхоза «Кудиново». Здесь жил J1. П. Сабанеев (1844—1898) автор книг, популярных среди любителей рыболовного спорта. В 1911 году вышло последнее издание его книги «Рыбы России» в двух томах 1.


1 Государственное издательство сельскохозяйственной литературы переиздало эту книгу под названием «Жизнь и ловля пресноводных рыб»

 

В 6 километрах от Подсосина находится деревня Исаково. 14 января 1884 года здесь родился известный русский художник Афанасий Ефремович Куликов и прожил в ней до двенадцати лег. Окончив школу живописи в Москве, он в 1915 году поселился в Малоярославце, где провел почти всю свою творческую жизнь. Творчество Куликова было на редкость широкого диапазона. С одинаковым мастерством и талантом Куликов работал в самых различных жанрах искусства. Возьмем его пейзажи.

...Вот нависшая над рекой Лужей темная туча вдруг засияла радугой. Цветущие вишневые сады, гордость города, пронизаны солнцем, знойный день жгучими лучами гонит вас в прохладную тень леса. А вот русская зима с ее трескучими морозами, со сказочными узорами инея, с шапками снега на ветвях... Все времена года были послушны кисти художника.

Обладая на редкость острым, наблюдательным глазом и исключительной зрительной памятью, художник создал такие замечательные народно-бытовые вещи, как «Девишник», «Призыв Степаном Разиным голытьбы», иллюстрации к русским былинам, сказкам, частушкам, пословицам, песням. Замечательно и то, что, работая без натурщиков, без арсенала исторических атрибутов, художник создал такие исторически проникновенные полотна, как «Укрепление Московского Кремля при Дмитрии Донском», «Александр Невский на Новгородском вече», «Бой под Малоярославцем в 1812 году», «Чапаев в деревне», «Фрунзе в штабе». В Музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве была выставлена диорама работы Куликова «Бой у Чонгарского моста».

Куликов создал цикл картин на тему Великой Отечественной войны, передающих все величие и ужас этих событий. Это «Артиллерия на передовой позиции», «Первый немец», «Город занят немцами», «Налет партизан на штаб немецкой части». Все эти картины выполнены с исключительным живописным мастерством.

А. Е. Куликов был постоянным участником почти всех советских художественных выставок. На двух всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке он получил высшие награды. Его произведения находятся во многих музеях нашей страны, в том числе в Калужском и Малоярославецком.

Умер Афанасий Ефремович Куликов в полном расцвете своих творческих сил и таланта 15 марта 1949 года. Похоронен он в Малоярославце на городском кладбище.

На Володарской улице города, на ее левой стороне, в глубине палисадника за клумбами цветов виден небольшой скромный деревянный домик с террасой. На стене среди зелени дикого винограда белеет мемориальная доска. Под барельефом, изображающим в профиль Афанасия Ефремовича, надпись: «Здесь жил и работал с 1914 по 1949 год художник Афанасий Ефремович Куликов». В этом доме была мастерская художника. Здесь сохранилось еще много его этюдов, рисунков.

В 1951 году из произведений А. Е. Куликова в Москве, Малоярославце и Калуге были организованы посмертные выставки.

Из деревни Исаково непременно надо направиться в село Дольское. С ним связано имя величайшего русского зодчего В. И. Баженова. Все книги, посвященные зодчему, начинаются обычно сообщением: «1 марта 1737 года в селе Дольском, Малоярославецксго уезда, Калужской губернии, в семье местного причетника родился сын Василий, будущий знаменитый каменных дел мастер, — Василий Иванович Баженов».

В. И. Баженов получил возможность обучаться строительному искусству у прекрасного художника-архитектора Ухтомского. Видя выдающиеся способности своего ученика, Ухтомский записал его в Московский университет. За отличные успехи Баженов был переведен отсюда в Петербургскую Академию художеств. Окончив за три года академию, Баженов для дальнейшего образования был направлен за границу в Париж. Парижскую академию Баженов окончил за полтора года и должен был получить высшую награду — золотую медаль, но медали давали только католикам. В 1762 году Баженов уехал в Италию, где его ждала мировая слава выдающегося архитектора. Римская академия, приняв его в свои члены, выдала диплом, «чтоб ему быть мастером и профессором архитектуры как в Риме, так и везде». Баженов был избран членом Флорентийской, Клементийской и Болонской академий. Такого мирового признания до тех пор еще не был удостоен ни один русский зодчий.

Баженов, уже имевший право преподавать во всех европейских академиях, от русской академии этого нрава не получил, хотя «по заданной программе господину академику Баженову сочиненные им прожект с рисунками и изъяснениями опробованы (одобрены)». Однако, несмотря на явное недоброжелательство и академии, и императорского двора, Баженов ведет плодотворную и кипучую творческую деятельность. В Петербурге, Москве, в провинции он строит изумительные в архитектурном отношении здания. Построенный им в Москве бывший Румянцевский музей (теперь старое здание Государственной библиотеки имени В. И. Ленина) считался красивейшим зданием столицы.

Неосуществленный проект перестройки Московского Крекля даже в модели производит грандиозное, потрясающее впечатление. Прекраснейший, сказочный царицынский дворец показался «мрачным» Екатерине II и был наполовину уничтожен. Из других построек Баженова, которые сохранились до наших дней, следует упомянуть Михайловский замок в Ленинграде, дом Юшкова в Москве, церкви в селах Знаменка и Бычово. Недавно установлено, что Никольский собор в Можайске также построен по проекту Баженова.