Карта сайта

МАЛОЯРОСЛАВЕЦ - Часть 5 - СЕДАЯ СТАРИНА

Этим актом, по мнению историографа Карамзина, городу было присвоено имя «Ярославль» в честь третьего сына Владимира Андреевича Ярослава, родившегося в 1388 году. В 1426 году Ярослав Владимирович умер, и город перешел к его сыну Василию Ярославичу. Московский князь заподозрил своего шурина Василия Ярославича в измене Москве, лишил его всех уделов и в 1456 году сослал в Углич, где «князь Василий Ярославич умер во железях». Сын его, Иван Васильевич, боясь, чтобы его не постигла участь отца, в 1464 году бежал в Литву. Город, который стал называться уже Ярославцем, перешел во владения Верейского князя Михаила Андреевича. Поссорившись со своим сыном, Михаил Андреевич в 1486 году отказал город московскому князю Ивану III. В 1505 году Ярославец числится достоянием московского князя и в отличие от Ярославля на Волге получает добавление к своему имени «Малый».

В 1563 году Иван Грозный отписал Ярославец Малый с Суходровью в опричину. По местному преданию, Малоярославец какое-то время входил в вотчину главаря опричников Малюты Скуратова. По этому же преданию, малоярославецкие купцы Малютины считались потомками опричника Малюты.

Во время восстания Хлопко в 1603 году в Малоярославце был убит Семен Годунов, одна из вотчин которого находилась недалеко от города в с. Белкино. Есть запись показания Андрея Тимофеева от 1616 года, где он говорит: «При царе Борисе, как брата ево род-ново убили в Ярославце Малом разбойники».

Жители города принимали также участие в восстании Ивана Болотникова в 1606—1607 годах.

В 1719 году Малоярославец в.ошел в состав Московской губернии, Калужской провинции. В 1776 году он стал уездным городом Калужского наместничества.

В 1840 году через Малоярославец было проведено Московско-Брестское шоссе. Регулярное сообщение г Москвой стало поддерживаться на гак называемых «линейках» — особых экипажах, напоминавших со-с глнленные вместе две скамьи, на которых пассажиры сидели спина к спине. Над головами путешественников на стойках находилось перекрытие от дождя, на нем же укладывали и багаж, не поместившийся под скамьями. Поездка на такой линейке от Малоярославца до Москвы продолжалась двое с половиной суток.

Кроме того, жители пригородных деревень продолжали ездить в Москву и Калугу по новой Калужской дороге, проходящей через Детчино, Боровск и село Фоминское (ныне город Нара) и по старой Калужской дороге через село Башмаковку, Недельное, деревню Леташовку и село Тарутино. Об этих временах напоминают теперь только старые березы екатерининских времен, еще сохранившиеся местами в виде аллей по сторонам дорог.

Славился Малоярославец своими вишневыми садами, среди которых он буквально утопал. В 1900-х годах урожаи вишен были настолько обильны, что жители города не могли с ними справиться, и на помощь им приходили жители всех окрестных деревень. Это сопровождалось обычно пением, и казалось, что весь город поет от зари до зари. Непрерывным потоком обозы с вишней шли в Москву.

Много интересного о седой старине могут рассказать и окрестности Малоярославца. Совершая походы по окружающим город замечательным местам, кожно собрать большой исторический материал.

Если взять направление к Москве и пройти по Московско-Брестскому шоссе, то можно побывать в поселке Оболенском, в 9 километрах от города. Около него протекает река Протва, в которую впадает Лужа.

Вправо за горой из-за деревьев виднеются купола церкви села Спас-Загорье. Ближайшую к шоссе часть деревни еще называют Нарышкино. Это бывшая вотчина матери Петра Великого Натальи Кирилловны Нарышкиной. На старых картах село называлось Спас-Лыковщина (после Нарышкиных селом владели бояре Лыковы). Находящаяся в селе Преображенская церковь московского стиля XVII века, красивой архитектуры, по преданию, построена Петром I, бывавшим не один раз в вотчине своей матери. В этих же местах находились железные заводы, основанные по приказу Петра I.

Если от Спас-Загорья пройти или проехать вниз по течению реки Протвы, то можно встретить очень много интересных мест, связанных с далеким прошлым русской истории.

В селе Федоровское находились заводы чугунолитейный и железоделательный; последний еще в XVII веке был известен как Протвинский. Это один из первых русских металлургических заводов. В селе Трубино находятся две церкви — замечательные памятники русской архитектуры.

Продолжая путь, мы встретим село Оболенское.

В нем сохранилось до настоящего времени городище, занятое кладбищем. Тут был древний город Оболенск, известный по историческим актам с ХШ века. При Дмитрии Донском литовский князь Ольгерд в походе на Москву под стенами Оболенска встретил упорное сопротивление русских ополчений.

Можно побывать в селе Троицком, принадлежавшем когда-то княгине Е. Р. Дашковой (1743—1810), первой русской женщине, ставшей президентом Российской Академии наук. Получив отличное образование, обладая недюжинным умом, Е. Р. Дашкова увлекалась литературой, искусством, науками. По ее инициативе в 1783 году была учреждена Российская Академия наук, и Е. Р. Дашкова стала ее президен-юм. Кроме того, она была членом Стокгольмской Академии наук, Вольного Экономического общества, много работала по изданию научных работ, принимала участие в составлении географического атласа России, «первые ввела чтение научных лекций, была редактором журнала «Собеседник любителей Российской словесности». Е. Р. Дашкова собрала прекрасную коллекцию предметов по естествознанию, в которую вошли образцы минералов и горных пород Калужской области. Эгу коллекцию она подарила Московскому университеу В 1786—1794 годах Е. Р. Дашкова редактировала журнал «Российский театр». В 1793 году в нем была напечатана трагедия Княжнина «Вадим Новгородский». Республиканский дух этой пьесы вызвал гнев Екатерины II. В Указе Сената, присланном в Калужкое наместническое правление, говорилось: «В сей трагедии помещены некоторые слова не токмо соблазн подающие к нарушению благосостояния общества, но даже есть выражения противу законной власти царей... И по Указу Ея Императорского величества Правительствующий Сенат приказал оную книгу, яко наполненную дерзкими и зловредными противу законной самодержавной власти выражениями, — сжечь в здешнем городе публично».