Карта сайта

Ностальгия по деревянному городу (часть 32) - Приложение

Изменившиеся или утраченные названия

Прежде Теперь
Адмиралтейская наб.
Александровский сад
Американская ул.
Архиерейская ул.
Благовещенская ул.
Бык — район, простиравшийся от Архиерей-
ской ул. на юг, вверх по реке1
Гагаринский сквер
Гимназический сад, позже, в советское
время, — сад ТЮЗа
Кирочная, она же Лютеранская ул.
Кузнечиха — район от теперешней улицы
Суворова вниз вдоль протоки Кузнечихи
Лопарская ул.
Никольская ул.
Оперная пл.
Пермская ул.
Петербургский пр.
Печорская ул.
Пинежская ул.
Полицейская ул.
Псковский пр.
Садовая ул.
Самоедская ул.
Соборная ул.
Соборная пристань
Театральная ул.
Троицкий пр.
Успенская ул.
Финляндская ул.
Французская ул.
Шенкурская ул.

Краснофлотская наб.
Стадион «Динамо»
Советская ул.
Ул. Урицкого

 

Ул. Розы Люксембург
Сквер у Театра драмы
Остатки сада в виде озелененного
участка у школы № 3
Ул. Карла Маркса


Комсомольская ул.
Ул. Левачова
Пл. Профсоюзов
Ул. Суворова
Пр. Ломоносова
Ул. Выучейского
Ул. Серафимовича
Ул. Свободы
Пр. Чумбарова-Лучинского
Ул. Ванеева
Народная ул.
Ул. Карла Либкнехта
Красная пристань
Ул. Володарского
Пр. Павлина Виноградова
Ул. Логинова
Ул. Попова
Ул. Правды
Ул. Челюскинцев

Список литературы

1. Власюк А. И. О своеобразии архитектуры русских провинциальных городов в 1840-е — 1910-е годы//Памятники русской архитектуры и монументального искусства. — М.,1983.

2. Волков О. Погружение во тьму//Роман- газета. — 1990. — № 6.

3. Гинзбург М. Я. Жилье. - М., 1934.

4. Гутнов А. Э. Эволюция градостроительства. - М., 1984.

5. Давыдов А. Н., Лопатько В. М., Шаль- кевич А. А. Деревянное зодчество Архангельска во второй половине XIX—начале XX вв.//Культура русского Севера. Издательство «Наука», 1988.

6. Деревянная архитектура Томска. — М., 1987.

7. Ивер-Жалю, Элен. Масленица//Курьер ЮНЕСКО. - 1990. - Февраль.

8. Мельгунов С. П. Красный террор в России. 1918-1923. - М., 1990.

9. Полякова О. А. Икона с изображением архитектурных памятников в собрании музея «Коломенское»//Памятники культуры. Новые открытия. 1986. — Л., 1987.

10. Разумовский Ф. Большое пространство малого города//Наше наследие. — 1986. — № 6.

11. Фремптон К. Современная архитектура: критический взгляд на историю развития. — М., 1990.

12. Христос и его церковь. Листки для детского чтения. — Paris, 1989.

13. Самосознание европейской культуры XX века:мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. — М.: Политиздат, 1991.

14. Bibber Joyce К. What Do We Call It? A Guide to Maine Houses. — Center for Real Estate Education University of Southern Maine, 1986.

15. Blaser Werner. Fantasie in Holz. — Birkhavser, 1987.

16. Charte Internationale sur la conservation et la restauration des monuments et des sites// ICOMOS, 1966, n° I. - P. 2-9.

17. Fraeser Eugenie. The House by the Dvina, — Guernsey, Channel Islands, 1988.

18. Giaever Wenche Lie. Da pomorene kom — og Nord-Norge blomstret//A-MAGASINET uketilleg til Aftenposten. — September 1989. — Nr. 38.

19. Living with Old Houses. — The Advisory Service of Greater Portland Landmarks, 1975.

20. Rifkind Carole. A Field Guide to American Architecture. — Plume, 1980.

Nostalgia for a wooden city

Yuri Barashkov's book "Nostalgia For A Wooden City" opens a window on the architecture, traditions and way of life of the Russian city of Arkhangelsk in the late 19th and early 20th centuries. It was by that time that Arkhangelsk, lying amid forests on the shore of the northern White Sea, had become the world's largest and unique ensemble of handsome timber structures. Over centuries Russian northerners had devised a special type of home, well adapted to the harsh climate, a comfortable spacious "Arkhangelsk house", largely standard in design and construction, but endlessly variable and individual in detail and richly decorated in a national style. Later constructions of the period of flourishing of wooden architecture reveal characteristic signs of classicism, "Swiss style", modernism and constructivism. The reader watches an "Arkhangelsk house" being built, learns what the citizens did on weekdays and holidays, walks the city's streets, visits the market, the port, a sawmill, a church, and even a... bath-house. After World War II, mass construction of brick and concrete housing blocks threatened the wooden city with extinction, but the efforts of enthusiasts, backed by a majority of citizens, gave timber monuments a new lease of life. Old Arkhangelsk, the facades and interiors of its buildings, are brought to life by nearly 200 illustrations - reproductions of engravings, photographs and construction blueprints, collected by the author, a professional architect, over more than 40 years.

Юрий Анатольевич Барашков.

Ностальгия по деревянному городу. Архитектура, традиции,
быт Архангельска накануне и после 1917 года. Формы
и функции городского дома
Редакционно-издательская фирма «Крипто-Логос»
При финансировании брокерской фирмы «Спорт», Архангельск.
Гл. редактор И. Д. Бурцев
Ст. редактор А. С. Трясунов
Технические редакторы Е. В. Лукашенко, А. В. Бушева
Художники А. М. Друзик (обложка), Л. А. Бурцева (заставки)
Слайд на обложке Ю. А. Барашков
Рисунки выполнены по эскизам автора.

Краткое

Юрий Анатольевич Барашков - кандидат архитектуры, доцент строительного факультета Архангельского лесотехнического института. Автор вышедших в его родном городе книг „Архангельск. Архитектурная биография", „Сельский рубленый дом" и множества других публикаций по деревянному зодчеству. Жить в городе или любоваться им? Ложная дилемма. И жить, и любоваться! Увы, каждодневные невзгоды притупляют эстетическое восприятие, отнимают у человека дар чистого наслаждения окружающим.

Почти никто не протестовал, когда под флагом реконструкции начинали крушить деревянный Архангельск. Конечно, рубленые дома - с резными фасадами, зато панельные коробки - со всеми удобствами. Сколько же безвозвратных утрат понесли исторические кварталы сотен российских городов, прежде чем мы вспомнили очевидную, казалось бы, истину: старое хорошо по-своему, его не обязательно всегда и везде заменять новым, старое и новое могут прекрасно сосуществовать. Мы ответственны перед прошлым, ибо связаны с ним, как дерево с корнями.

Творения зодчества суть микрокосмы и аллегории, принадлежащие своей эпохе, отражающие множество граней народного гения и таинство преемственности всего, что построено людьми на протяжении веков и что еще предстоит построить. Быть может, архитектурному наследию суждено исправить наш вкус, испорченный безликими бетонными пятиэтажками. Наследие - один из универсальных, самых ярких и животворных символов, обращение к которому помогает нам в периоды кризисов вновь обрести чувство единства друг с другом, с природой и историей. Если, прочитав эту книгу, вы новыми глазами посмотрите на старые дома, значит, она выполнила свою задачу.