Карта сайта

Калуга - (часть 5) - «КАМЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ»

«КАМЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ»

  • Обелиск
  • Дом Коробовых
  • Дом Макарова
  • Каменный мост
  • Присутственные места
  • Гостиный двор
  • Дом Кологривовой
  • Дом Чистонлетовых
  • Здание Госбанка
  • Дом Яновских
  • Дом Сухотина
  • Церковь Покрова на рву
  • Церковь Георгия за верхом

Архитектурные памятники называют «каменной летописью городов».

Калуга — один из старинных русских городов. Он располагает рядом цепных памятников архитектуры. Среди них такие, как широко известный в специальной литературе «Дом Коробовых», построенный в конце

XVII века, и относящиеся к тому же времени церкви Покрова на рву и Георгия за верхом. Однако истори-ко-архитектурный облик Калуги определяется, в первую очередь, большим количеством хорошо сохранившихся памятников гражданского зодчества конца

XVIII — начала XIX веков.

С начала учреждения наместничества архитектором города был назначен талантливый зодчий П. Р. Никитин. По-видимому, он был автором так называемого «регулярного плана» застройки Калуги, утвержденного в 1778 году в Петербурге «Комиссией о каменном строительстве». Согласно этому плану, все строившиеся в центральной части города дома должны были возводиться на «красной черте», быть каменными и выполненными по специально разработанным и утвержденным типовым проектам.

Однако особо выдающиеся сооружения, ансамбли и отдельные особняки строились по индивидуальным проектам.

Величавой классической строгостью выделяется ансамбль Присутственных мест, с кафедральным собором в центре. С запада к ним ведет арочный Каменный мост, с востока примыкает обширная площадь с широко известным Гостиным двором. Исключительную ценность представляет усадьба Золотарева на ул. Пушкина, усадьба Билибина (Чистоклетова) на улице Ленина. Из других зданий подобного типа заслуживают внимания дом Яновских, дом Мешкова и ряд других особняков.

Большой ценностью являются сохранившиеся до настоящего времени деревянные дома в стиле русского классицизма начала XIX века, такие, как дом Польман на ул. Ленина, усадьба Толмачевых на ул. Плеханова, хозяйственные постройки во дворе дома № 40 на ул. Кирова и другие. Они представляют тем большее значение, что деревянных зданий подобного рода в других городах сохранилось очень мало.

Обелиск

По административной реформе 1777 года было учреждено Калужское наместничество. В него вошло 12 уездов. Каждому уезду был присвоен особый герб, имевший символическое значение.

«Герб города Калуги... имеет в голубом поле горизонтально извитый серебряный переклад с императорскою вверху щита короною: переклад означает реку Оку, а корона — преимущество города, в которое возведен он учреждением в нем наместничества»,— так объясняется герб Калуги в «Топографическом описании Калужского наместничества» (СПБ., 1785 г.).

Гербы помещались при въезде в город, в центре города, а также на границах губерний и уездов.

У Каменного моста через Березуйский овраг сохранился обелиск из камня, на котором помещался калужский герб при въезде со стороны Смоленского тракта. Одно время на этом обелиске находились небольшие рисунки всех уездных гербов Калужской губернии с указанием расстояний от Калуги до того или иного уездного города.

Дом Коробовых

Ул. Плеханова, 88

Этот дом принадлежал богатому калужскому купцу и земскому старосте К. И. Коробову.

Дом построен в русском стиле во второй половине XVII века по типу существовавших тогда построек. Он сложен из крупного кирпича, оконные наличники — из белого известнякового камня.

Одной из самых интересных деталей памятника является «красное» крыльцо с арками, опирающимися на круглые, в виде кубышки, колонны. Это крыльцо роднит дом Коробовых со знаменитыми палатами Московского печатного двора.

Во владении потомков К. И. Коробова дом оставался до середины XIX века, когда умер последний представитель этой фамилии, не оставивший наследников.

После его смерти дом сильно пострадал от различных искателей коробовских богатств, ломавших печи, полы, потолки и даже стены.

20 апреля 1897 года Калужская Ученая Архивная комиссия открыла в этом доме исторический музеи, переведенный в 1922 году в бывший дом Кологривовои.

Дом Макарова

Ул. Пушкина, 16

Этот особняк известен также под названием «Палаты Макарова». Дом возведен во второй четверти XVIII века, т. е. еще до осуществления «регулярного плана» застройки города и существенно отличается от типовых домов периода наместничества. По своему архитектурному решению он близок к образцам жилого каменного зодчества конца XVII века. Центр фасада, обращенного к улице, отмечен нарядным крыльцом с двойной арочкой во втором этаже И входной дверью в нижнем. Над окнами — украшения в виде «бровок», почти соприкасающихся друг с другом и зрительно сливающихся в один волнистей декоративный поясок.

Каменный мост

Первым крупным сооружением, воздвигнутым в Калуге после открытия наместничества, был арочный Каменный мост. Он перешагнул через живописный Березуйский овраг. Постройка моста преследовала цель соединить центральную, так называемую «градскую», часть города с «завершьем», расположенным за оврагом. Начиная с конца XVII века, эта часть города усиленно застраивалась.

Строителем Моста был известный архитектор П. Р. Никитин. Постройка длилась три года—с 1777 по 1780 год.

Каменный мост построен по типу римских виадуков и покоится на 15 мощных арках, из которых три средние возведены в два этажа. Высота моста в этом месте достигает 23 метров. Интересной деталью являются расширенные площадки-выступы на обоих концах моста. На них когда-то стояли четыре низких каменных торговых здания, разделенные на семь каждое. В 40-х годах XIX века при проведении капитального ремонта каменные лавки были разобраны. Тогда же было снято старое ограждение центральной части моста и на всем его протяжении установлена новая, сохранившаяся до наших дней, чугунная решетка с кронштейнами в виде волют. Протяженность моста свыше 100 метров, ширина около 8 метров.

Из сохранившихся в Советском Союзе каменных мостов XVIII века мост в Калуге является самым крупным и наиболее значительным сооружением такого рода.

Присутственные места Пл. Ленина

Здания ансамбля Присутственных мест строились в основном с 1780 по 1785 год, отдельные же части достраивались и архитектурно оформлялись еще в первой четверти XIX века.

Присутственные места были запроектированы архитектором П. Р. Никитиным как ансамбль городского центра в разработанном им же «регулярном плане» Калуги. Административный центр возводился на месте существовавшей здесь в XVI—XVII веках деревянной крепости, потерявшей Со второй половины XVII века свое стратегическое значение и почти полностью разрушенной.

Выбор места был очень удачным. Высокий берег Оки здесь господствует над ближайшими окрестностями. На этом месте и появился грандиозный П-образный ансамбль с величественными проездными арками.

В «Топографическом описании Калужского наместничества» о Присутственных местах сказано:

«Каменный корпус в два жилья длиною на 64, шириною на 6 саженей, в нем помещены наместническое правление, приказ общественного призрения, совестный суд, зала для общего собрания, чертежная и го-родническое правление. По обеим сторонам сего здания находится по одному корпусу в два жилья длиною каждый на 103 сажени, соединяющиеся с первыми каменными галереями, из коих каждая простирается на 20 сажен».

Здания Присутственных мест отличаются цельностью и величественностью архитектурного образа, поражают строгостью и простотой основных форм. Западный корпус имеет прямые линии, окна со двора имеют декоративные полукружия с замками. Южный фасад северного корпуса в центральной части отличает вход с шестью пилястрами. Эта часть здания выведена в три этажа. Над карнизом — узкие прямоугольные слуховые окна.

Монументален восточный корпус, в котором мастерски применен мотив классического портика. 11арадный вход оформлен восемью пилястрами, соединенными попарно, над ним — полуциркулярное окно, законченное фронтончиком и отделанное тремя прямоугольными подушками.

В 1818 году в центре городского сада, разбитого среди зданий Присутственных мест, был выстроен кафедральный Троицкий собор. В нем особый интерес представляет круглый висячий купол византийского стиля диаметром 17 метров. Купол возведен без всяких добавочных креплений и опирается только на стены. Автором этого сооружения был калужский губернский архитектор И. Д. Ясныгин, талантливый ученик В. И. Баженова

Собор обнесен тесно примыкающей к его стенам колоннадой, по углам — пилястры. Колокольня также соединена с собором колоннадой.

Присутственные места вместе с Кафедральным собором придают историческому центру города особый стройный и монументальный облик.