Карта сайта

Архитектура дворца советов - (часть 66 - РЕЗОЛЮЦИЯ ПЛЕНУМА)

РЕЗОЛЮЦИЯ ПЛЕНУМА *

Сооружение Дворца Советов — величественного памятника Владимиру Ильичу Ленину — представляет собой выдающееся событие в летописях мировой культуры. Впервые в истории человечества народ создает Дворец для себя. В отличие от всех дворцовых и монументальных сооружений прошлого наш Дворец Советов — это дворец народа, дворец социалистической демократии, призванный отразить всем своим содержанием и архитектурным обликом сущность первого в мире социалистического государства рабочих и крестьян.

Гигантский рост культуры и народного хозяйства нашей страны позволяет осуществить Дворец Советов — величайшее здание в мире — средствами самой передовой строительной техники и наиболее совершенными художественными средствами. Всенародный характер Дворца Советов и его высокое общественное назначение требуют совместных творческих усилий всех отраслей советского искусства и научно-технической мысли.

3-й пятилетний план народного хозяйства, принятый XVIII съездом Коммунистической партии, определил срок окончания основных строительных работ по Дворцу Советов к концу 3-й пятилетки. В связи с этим особенное значение приобретает правильная организация труда огромного коллектива творческих работников и своевременное разрешение ряда важнейших творческих вопросов, связанных с проектированием интерьеров, детализацией наружной архитектуры и созданием скульптурных и живописных произведений для Дворца Советов.

Разрешение этих задач возможно лишь путем теснейшего органического сотрудничества мастеров всех отраслей советского искусства, в первую очередь архитектуры, живописи и скульптуры.

Это сотрудничество должно быть закреплено как в разработке методов совместной творческой работы мастеров различных видов искусства, так и в ряде организационных мероприятий, с тем, чтобы Дворец Советов представлял собою подлинно синтетическое, цельное и единое по своему характеру произведение.

V пленум правления Союза советских архитекторов совместно с художниками и скульпторами, обсудив творческие вопросы проектирования и строительства Дворца Советов, намечает следующие очередные задачи работников искусства и строителей Дворца Советов.

* Принята единогласно.

1. Необходимо ускорить и в кратчайший срок закончить разработку проекта всего интерьера Дворца Советов в целом; проекты, имеющиеся к настоящему времени, носят предварительный характер, не охватывают всего архитектурного решения интерьера, что крайне затрудняет включение живописцев и скульпторов в эту работу и тормозит выяснение и конкретизацию важнейших творческих вопросов, связанных с архитектурой Дворца.

2. Одновременно необходимо приступить к практической совместной работе архитекторов Дворца Советов с живописцами и скульпторами, а также с работниками художественной промышленности с тем, чтобы проекты интерьеров носили целостный характер. Для этого необходимо создать в системе управления строительства и его проектной мастерской коллективы живописцев и скульпторов; в состав этих коллективов должны быть включены архитекторы, ведущие проектирование соответствующих комплексов Дворца.

3. Пленум отмечает запаздывание с проектированием как монументальной росписи для интерьеров, так и скульптурных групп для наружной архитектуры Дворца. Необходимо, на основе указанной выше организации коллективов, приступить к этой работе, обеспечив ее производственно-технической базой. В связи с этим пленум считает особо важным ускорить строительство художественно-производственных мастерских по скульптуре, монументальной живописи и декоративным работам.

4. Пленум одобряет решение строительства Дворца Советов об организации открытых конкурсов на основные росписи, скульптурные и декоративные работы и считает необходимым широкое обсуждение результатов этих конкурсов. Обязанностью творческих союзов является активное содействие организации этих конкурсов и привлечение к участию в них лучших мастеров и художественной молодежи.

5. Одной из важнейших очередных задач пленум считает детальную разработку тематики главнейших помещений Дворца Советов, а также наружных скульптурных групп.

6. Пленум констатирует, что разработанные, на основе утвержденного Советом строительства эскиза, модели статуи В. И. Ленина еще не дают полноценного художественного образа Ленина и недостаточно увязаны с архитектурой здания. Пленум отмечает необходимость дальнейшей разработки утвержденного эскиза, причем особое внимание необходимо обратить на обеспечение цельного восприятия образа Ленина в условиях заданной высоты и размеров статуи. С этой целью пленум считает желательным привлечение коллектива скульпторов в помощь автору эскизного проекта статуи, — т. Меркурову, а также всестороннюю научную проверку модели статуи для установления условий ее восприятия с разных сторон.

Одновременно пленум обращает внимание авторов архитектурного проекта — тт. Гельфрейх и Иофана, а также т. Меркурова — на необходимость добиться в проекте более органической связи собственно архитектурных форм с венчающей скульптурой.

7. Пленум считает неотложной задачей организацию подготовки кадров художников-монументалистов, скульпторов и мастеров отделочных работ для Дворца Советов. Помимо мероприятий по улучшению специального обучения этих кадров в соответствующих учебных заведениях, необходима инициатива.

Комитета по делам искусств и Управления строительством Дворца Советов, а также творческих союзов по привлечению квалифицированных мастеров живописи, скульптуры и художественной промышленности к работам монументального характера, предоставив этим мастерам возможность провести ряд опытных и подготовительных работ в общественных зданиях — клубах, домах культуры и др. (стенные росписи, скульптуры, отделки интерьеров и т. п.).

8. Учитывая важность исследовательских и экспериментальных работ по применению различных видов отделочных материалов, различных приемов росписи, применению цвета в интерьере, по технике и материалам монументальной скульптуры и др., пленум поручает президиуму правления специально обсудить этот вопрос, заслушав доклад начальника строительства.

9. В виду неразработанности характера и типов предметов обстановки и внутреннего убранства для Дворца Советов (мебель, арматура, декоративное убранство, ткани и т. п.), пленум считает необходимым созвать в ближайшее время специальное совещание по вопросам художественной промышленности во Дворце Советов. На этом совещании следует обсудить конкретные формы привлечения и использования мастеров кустарно-художественной промышленности к работам по декоративному убранству интерьеров Дворца.

10. Отмечая, что в многочисленных выступлениях на пленуме был сделан ряд ценных предложений творческого порядка, пленум считает необходимым внимательно учесть эти ценные предложения в дальнейшей практической работе по проектированию и строительству Дворца Советов. В частности, пленум рекомендует коллективу Дворца Советов учесть мысли и предложения, выдвинутые на пленуме по вопросам об архитектурной концепции интерьеров, о деталях архитектурной обработки фасадов, о цвете и свете в интерьерах, об отделочных и облицовочных материалах, о характере монументальной живописи и скульптуры во Дворце Советов, об орнаменте и ряд других.

11. Пленум отмечает важность своевременного разрешения вопросов планировки прилегающих к Дворцу Советов площадей и магистралей с тем, чтобы был создан мощный архитектурный ансамбль — новый центр социалистической столицы. С этой целью пленум поручает президиуму правления в ближайшее время войти в архитектурно-планировочную комиссию Московского Комитета ВКП(б) и Моссовета с конкретными предложениями планировочного характера, использовав также предложения, сделанные на настоящем пленуме.

Пленум подчеркивает, что сотрудничество различных отраслей искусства имеет важнейшее значение не только для проектирования и сооружения Дворца Советов, но и для всей советской художественной культуры.

Великая сталинская эпоха требует от искусства больших реалистических образов, образов подлинно монументальных, т. е. способных воплотить великие идеи социализма и воздействовать на многомиллионные массы. Создание этого монументального искусства, искусства социалистического реализма, глубоко и правдиво отражающего нашу жизнь, возможно лишь при органическом сотрудничестве всех видов искусства. Сооружение Дворца Советов оказывает огромное влияние на все развитие советской художественной культуры и требует от каждого мастера советского искусства высокой идейной целеустремленности, неустанной работы над собой, повышения своего идейно-политического уровня и постоянного совершенствования своего мастерства. Задачей творческих союзов является сплочение всех художественных сил страны вокруг почетнейшей задачи — строительства величайшего монумента нашей эпохи — Дворца Советов.

Пленум выражает твердую уверенность в том, что при активном творческом участии всей советской художественной общественности, строительство Дворца Советов будет осуществлено в назначенные сроки, на высоком художественном уровне, достойном той глубочайшей идеи, которая воплощена в Дворце Советов, олицетворяющем мощь и величие нашей страны, победно идущей под знаменем Ленина—Сталина к коммунизму.