Карта сайта

Архитектура дворца советов - (часть 62 - Засл. деятель искусств С. В. ГЕРАСИМОВ (Москва) и Художник А. А. ДЕЙНЕКА (Москва))

Засл. деятель искусств С. В. ГЕРАСИМОВ (Москва)

В жизни советских художником наступает совершенно исключительный по своей важности момент. Художникам предстоит включиться в гигантское строительство Дворца Советов. Эта задача настолько грандиозна, что необходимо задуматься над организационными формами подготовительной работы.

До настоящего времени в Союзе архитекторов и в МОССХ состоялось несколько собраний художников и скульпторов, посвященных вопросам оформления Дворца Советов, но собрания эти носили несколько академический характер и не помогли ни коллективу в целом, ни отдельным художникам приступить к решению конкретных задач.

Опыт Парижской, Нью-Йоркской и Всесоюзной сельскохозяйственных выставок выявил один основной и главный недостаток: общее запаздывание с живописным и скульптурным оформлением. Для того, чтобы предупредить такое запаздывание при художественном оформлении Дворца Советов, нужно немедленно приступить к подготовительной работе с художниками. Правда, предстоит конкурс, который выявит наши новые молодые кадры, но, независимо от этого, с отдельными группами и коллективами художников следует приступить к работе уже сейчас. Задача заключается в том, чтобы найти такие организационные формы, которые помогли бы немедленно начать кипучую работу.

Мне хотелось бы высказать несколько соображений относительно общих принципов скульптуры и главным образом живописи в наших предполагаемых работах.

Как правильно говорил в своем докладе Е. Е. Лансере, живописные воплощения истории советской страны требуют крупных форм. Кроме того, вся живопись должна находиться в органическом единстве с характером и формами архитектуры.

Но этого мало. Мы должны добиться того, чтобы живопись Дворца Советов не только соответствовала его архитектуре, не только не нарушала бы ее основных принципов, но главное, чтобы она была действенна и насыщена высоким советским, идейным содержанием. Мы должны добиться того, чтобы зритель, входя в это грандиозное здание, видел, что живопись отображает подлинную, настоящую жизнь. Мы должны найти самое правдивое, полнокровное содержание и облечь его в совершенную художественную форму.

То же самое относится и к скульптуре. Скульптура должна в величавых образах, в обобщенных символах отображать подлинное содержание нашей эпохи. При этом, обобщая свои образы, наша скульптура должна быть живой. Этой жизненности мы должны учиться у Микельанджело.

Я считаю, что для конкретного решения всех этих и многих других вопросов надо сейчас же приступить к организации встреч архитекторов, скульпторов и живописцев. На этих встречах должны рассматриваться проекты, обсуждаться предложения, обдумываться трактовки. Только так мы сдвинем вопрос с мертвой точки, и чем скорее это будет сделано, тем лучше. Это поможет нам избежать той досадной, ненужной спешки, которая часто мешает нам полностью осуществлять новые возможности по созданию подлинных произведений советского искусства.

Художник А. А. ДЕЙНЕКА (Москва)

Во все времена, когда особенно близко сходились три вида изобразительных искусств, рождалось нечто новое, нечто органически слитное, появлялся ансамбль. И тогда каждое из этих трех искусств приобретало в синтезе новое качество ансамбля. Именно таким путем и создавался стиль в широком смысле этого слова.

У нас имеются все предпосылки и идейного и технического порядка к созданию стиля вашей эпохи — стиля социалистического реализма, и единственный путь к этому стилю — подлинное содружество искусств.

Надо сказать, что наша практика совместной работы архитектора и живописца имеет уже свою историю. Эта история не лишена печальных страниц. Часто мы, живописцы, в поисках содружества не находили отклика у архитекторов. В свою очередь, архитекторы, обращаясь для создания ансамбля к живописцам, зачастую не находили у них того, в чем нуждались. Тем не менее, за последние годы совместная работа архитекторов, скульпторов и живописцев становится на твердую почву. Это подтверждают наши выступления на международных выставках, на метро и по некоторым другим архитектурным объектам, выстроенным и строящимся.

К сожалению, до сих пор теория содружества искусств преобладает у нас над практикой. По вопросам этого содружества у нас много пишут, еще больше говорят, выводят научные предпосылки и т. д. и т. п. Самая же практика еще страдает детскими болезнями. До последнего времени у некоторых архитекторов наблюдается пренебрежительное отношение к живописному и скульптурному оформлению, как к какому-то принудительному ассортименту. До последнего времени художники получают иногда дилетантские задания. Я, конечно, говорю не о крупных сооружениях, находящихся в орбите внимания советской общественности, а о постройках второстепенных.

Художников плохо знакомят с проектом в целом, и до последнего момента они часто работают вслепую. Они не знают высоты помещения и окраски, они незнакомы с освещением, а все это чрезвычайно важно. В результате же получаются вещи сами по себе очень хорошие и содержательные, но выполненные не в том масштабе, размере и ритме, которые нужны.

Для того чтобы содружество искусств было при оформлении Дворца Советов особенно плодотворным, нужно создать такие условия, при которых каждый художник, хотя бы он работал над самой малой деталью — орнаментом, узором парапета и т. п., — был знаком с общим стилевым решением всего помещения. Иначе самые талантливые вещи не попадут ни в размер, ни в цвет, ни в нужную точку зрения.

Для того чтобы художник мог понять общие задачи и идею оформления крупного интерьера, ему необходимо увидеть и прощупать архитектурную коробку. Поэтому при объявлении конкурса на решение интерьеров необходимы не только перспективы, но и макеты помещений. Это особенно необходимо потому, что сроки, отпущенные на художественное оформление интерьеров, невелики, и нужно заранее, с карандашом и кистью в руках, продумать все мелочи.

Точно так же необходимо, чтобы все живописные и скульптурные проекты внутреннего оформления Дворца подвергались общему рассмотрению и обсуждению до их выполнения. Для того же, чтобы можно было судить, насколько каждая деталь гармонирует с целым, должны изготовляться точные макеты, включающие и архитектуру, и скульптуру, и живопись.

Необходимо популяризировать внутреннюю архитектуру Дворца так же широко, как уже популяризирован его внешний облик. Необходимо ввести внутренние помещения Дворца, в особенности центральные залы, в орбиту внимания всей советской общественности. Нужно устраивать конференции, посвященные проектированию и выполнению интерьеров. Нужно, чтобы десятки и сотни художников включились в работу по художественному оформлению Дворца Советов.