Карта сайта

Архитектура дворца советов - (часть 61 - Скульптор Н. В. ТОМСКИЙ и Инж. Б. П. ПОПОВ (Москва))

Скульптор Н. В. ТОМСКИЙ

Я должен присоединиться к мнению многих из выступавших здесь товарищей: скульптура Меркурова никак не срастается с архитектурой, она искажает внешний облик Ленина, она профессионально малограмотна. Предположим на минуту, что эта фигура выполнена и поставлена на высоте 300 м. Что мы увидели бы в лучшем случае с самой выгодной сторону восприятия памятника, в силу высоты его расположения и его пропорции? Мы увидели бы не круглое, а барельефное плоскостное решение, фигуру, сплющенную по вертикали и сильно раздавшуюся по диагонали, архитектурное решение, напоминающее больше флюгер, чем живой образ великого Ленина. В другом случае мы увидели бы, при самом незначительном ракурсе, какую-то неясную столбообразную форму, заканчивающуюся кистью руки. С обратной стороны мы увидели бы тот же столб с чрезмерно и неестественно изогнутой рукой, почему-то вдруг заканчивающийся головой Ленина. С других точек зрения фигура, в силу неорганизованности и мешковатости всех ее форм, вообще не смотрится. Отсюда следует, что мы имеем мало точек зрения, из которых общее впечатление, хотя бы в какой-то степени, могло удовлетворить требованиям, которые предъявляются к такому выдающемуся памятнику.

Инж. Б. П. ПОПОВ (Москва)

В 1933 г. мы рассматривали проект фундаментов Дворца Советов. Фундаменты были запроектированы из бута, простые, заложенные на песке. Прошло несколько лет, и вместе бута мы имеем прекрасный бетон с прочностью 170 кг/см3, вместо заложения на песке — заложение на прочной скале на глубине 23 м. Путем долгой и упорной работы пришли мы к результатам, которыми вправе гордиться.

Приступая сейчас к ответственной задаче художественного оформления Дворца Советов, мы находимся в том же положении, в каком в 1933 г. находились в отношении фундаментов. Идут дискуссии, ведутся споры, но все это еще робкие искания, а нам нужны уже смелые решения. Времени осталось немного. Но до сих пор проблеме интерьера уделяется слишком мало энергии и труда. Необходимо сейчас же, пока не поздно, приложить все силы, чтобы наверстать потерянное время.

Нужно учесть еще и то, что интерьер — не только рисунок, который можно набросать в течение получаса или часа. С интерьером неразрывно связаны материалы, стены, провода и т. д. и т. п. Выдвинет ли архитектор пилястры, опустит ли потолок — все это отражается на сложной системе различных инженерных работ. Поэтому особенно необходимо немедленно приступить к проектированию и сейчас же начать создавать эскизы, рисунки, макеты, которые можно было бы подвергнуть такой же конкретной критике, какой подверглась статуя Меркурова.

К марту 1941 г. мы представим нашим скульпторам, художникам и живописцам зал «Героики гражданской войны». Дело нашей чести закончить внутреннее оформление к 25-летию Октябрьской революции. К этой исторической годовщине мы должны превратить зал «Героики гражданской войны» в прекрасное художественное произведение, которое покажет нашей молодежи, как боролись ее отцы, каким трудом и какими мучениями добились они для нее нашей теперешней прекрасной жизни.