Карта сайта

Архитектура дворца советов - (часть 59 - Арх. Д. М. ЦИПИРОВИЧ (Москва))

Арх. Д. М. ЦИПИРОВИЧ (Москва)

В связи с началом осуществления проекта Дворца Советов огромное значение приобретает сейчас выбор естественных и искусственных строительных материалов для внутреннего оформления его стен.

Среди облицовочных материалов, отвечающих требованиям технического и художественного порядка, одно из первых мест занимает керамика.

Многочисленные коллекции керамических произведений, собранные в советских и зарубежных музеях, свидетельствуют о высоких технических и художественных достоинствах декоративной керамики, которая с незапамятных времен и до наших дней сопутствует человеку.

История керамики представляет собой увлекательную главу истории культуры и искусства человечества.

Остатки дворцов и храмов Вавилонии и Ниневии, с их стенами из сырого кирпича, обожженного на солнце и покрытого прекрасными глазурованными плитками, свидетельствуют о первом применении цвета в архитектуре.

По глазурованным плиткам, облицовывающим стены, расписным полам и фаянсовым инкрустациям колонн, находящимся в гробницах древнего Египта, по барельефам и гигантским скульптурам древнего Ирана, по замечательным росписям греческих ваз по терракоте Танагры и т. д. мы можем в значительной степени восстановить нравы, быт, вкусы и состояние искусства и техники у народов древности.

Яркое представление о развитии иранского и арабского искусств, проникающих в Сирию, северную Африку, Испанию, Туркестан, дают нам прекрасные стенные украшения из фаянсовых плиток, покрытых свинцовыми или оловянными глазурями.

Испано-мавританская керамика, являющаяся как бы связующим звеном между Востоком и Западом, представляет особенный интерес. Испано-мавританская архитектура, как и арабская, широко и с большим вкусом применяет фаянсовые плитки и кафли с золотым отблеском для облицовки стен. В Эрмитаже хранящиеся драгоценные образцы испано-мавританских ваз и изделий свидетельствуют о высоком уровне керамики в XV и XVI вв.

Из Испании центр фаянсового производства переходит в Италию, где в середине XVI в. оно достигает высокого совершенства в виде так называемой итальянской майолики.

Терракотовая скульптура и майолика, применявшиеся для украшения стен, сводов, ниш в зданиях Рима, Флоренции, Пистойи, Перуджии в эпоху Возрождения, служат для нас поучительным примером использования формы и цвета в архитектуре.

Замечательные произведения фаянсовой промышленности французского Возрождения, произведения самого популярного из керамистов — Бернара Палисси — свидетельствуют о самостоятельности творчества французов в области керамики.

Знаменитые яшмовые поливы, рельефно украшенные фаянсы с сюжетами, заимствованными из сельской природы, декоративные гроты, выстроенные Палисси в замке Экуан и в Тюильри, ярко характеризуют моды и вкусы тогдашнего французского общества.

В XVII в. руководящая роль в области европейского фаянса переходит к Голландии с главным керамическим центром в Дельфте. Блестящая плеяда голландских мастеров создает настоящие шедевры керамической живописи не только в области декоративной посуды в предметов обихода, но и в области облицовки стен, панно, фризов и т. д.

В XVIII в. фаянсовое производство Европы достигает крайней интенсивности, в особенности во Франции, где фаянс переживает свой последний и чрезвычайно пышный распнет. При этой искусство фаянса уже не достигает той полной художественной самостоятельности, которая была ему присуща в средние века и в эпоху Возрождения. Руководящая роль переходит к фарфору.

В России, судя по находкам среднеазиатской посуды в стенах московского Кремля, майолика была известна с XIV — XV вв. Развиваясь в XVI в., она первоначально идет по самостоятельному пути, независимому от Востока и Запада. В XVIII в. майоликовое производство в России переживает свой расцвет и одновременно подпадает под влияние западных стилей Возрождения и барокко.

К этому времени майолика становится средством украшения наружных фасадов церквей; позднее она применяется главным образом для облицовки печей. К концу XIX -началу XX вв. русская майолика снова стремится наружу, на фасад. Так называемая «Абрамцевская мастерская», в которой работали Врубель, Васнецов, Головин, Коровин, Серов и другие мастера, создала немало декоративных панно, наружных и внутренних вставок для зданий Москвы (гостиницы Метрополь. Националь) и т. п.

Широко применяемый в художественной промышленности фарфор впервые производится в Китае, и влияние китайского фарфора па продукцию всех других стран остается неизменным на протяжении ряда столетий.

Возникновение фарфорового производства в России относится к середине XVIII в. Государственный фарфоровый завод, основанный в 40-х годах XVIII в., начинает свою деятельность под руководством Виноградова, который сумел получить прозрачный фарфор.

Несмотря на то, что фарфоровая промышленность России, начиная с XVIII в., дала образцы высокой художественной ценности и приобрела мировую известность, все же русская керамическая промышленность в целом всегда была отсталой отраслью народного хозяйства. Лишь в период сталинских пятилеток наблюдается развитие керамической промышленности Союза. Запроектированы и построены новые крупнейшие керамические предприятия, оснащенные передовой техникой. Заново реконструированы и переоборудованы Дулевская фабрика. Ленинградский завод им. Ломоносова, завод им. Калинина в Канакове, Плиточный завод им. Булганина в Москве и др.

В настоящее время керамическая промышленность СССР, еще недавно полукустарная, базируется на современной передовой технике. Государственный фарфоровый завод, переоборудованный и переименованный завод им. Ломоносова, а также другие керамические заводы производят новую советскую керамику, успевшую за короткий срок зарекомендовать себя и у нас, в Союзе, и за границей.

В последние годы керамика стремится выйти наружу и стать элементом архитектуры (станции Московского метро, вокзал в Химках).

Решая интерьеры Дворца Советов, надо помнить, чти из всех существующих естественных и искусственных облицовочных материалов керамика наиболее полно отвечает всем требованиям прочности, светостойкости и фактуры.

Мы считаем возможным применение в интерьерах Дворца Советов следующих видов художественной керамики: терракоты, мецца-майолики, изразцовой мозаики, майолики (настоящей), фаянса, гре (каменная яшмовая масса), фарфора.

Перечисленные виды керамики, отличающиеся друг от друга химическим и физическим составом масс глазурей и эмалей, а также способами декорирования, могут быть применены для барельефов, скульптур, фонтанов или для плоских облицовок стен и поверхностей архитектурных частей, пилонов, пилястров и пр.

Изделия художественной керамики для Дворца Советов могут быть двух родов по признаку их применения.

1. Изделия станкового характера (вазы, чаши, статуэтки, скульптуры), служащие для украшения гостиных, кулуаров, парадных комнат, комнат отдыха, фойе и других помещений Дворца. Эти изделия могут быть уникальными или стандартными.

2. Изделия характера декоративного, монументального, составляющие неотъемлемую часть архитектуры интерьера, например сплошная или частичная облицовка стены (панно, панель, фриз, барельеф, ниша и т. д.).

Такие изделия могут быть плоскими, расписанными орнаментом или сюжетом и рельефными. Применение их возможно не только в помещениях санитарно-технического узла, но и в переходах из метро во Дворец, в гардеробах, ресторанах, парикмахерских, артистических, фойе и т. д.

Громадный объем и разнохарактерность керамических работ во Дворце Советов диктует необходимость немедленно разрешить вопрос проектирования художественной керамики для интерьеров Дворца и вопрос создания соответствующей производственной базы.

Для тех видов керамики, которые еще не освоены нашей художественной промышленностью, необходимо организовать лабораторные испытания (по технологии и художественному оформлению). Для этого при строительстве следует создать экспериментальные керамические художественные мастерские.

Необходимо также разрешить вопрос о кадрах по художественной керамике.

Можно с уверенностью сказать, что при дружной работе и при содействии наших художественных и культурных организаций мы создадим керамику, которая достойно отобразит героику и пафос сталинской эпохи.