Карта сайта

Архитектура дворца советов - (часть 58 - Арх. Я. А. КОРНФЕЛЬД (Москва))

Арх. Я. А. КОРНФЕЛЬД (Москва)

Работа над Дворцом Советов с первых дней мобилизовала весь архитектурный фронт Советского Союза. Затрачены сотни лет человеческого труда на то, чтобы подготовить тот синтез, который лег в основу утвержденного правительством решения. С тех пор как это решение найдено, неустанно углубляются искания, и мы являемся свидетелями большой напряженной работы высококвалифицированного коллектива над дальнейшим совершенствованием внешнего и внутреннего образа Дворца Советов.

К началу проектирования советские архитекторы обладали довольно значительным накоплением архитектурной культуры. На одном фланге они владели методом формообразования конструктивизма, на другом — обладали большим запасом знаний вечных эстетических принципов формообразования, которыми руководствовались во все века при создании выдающихся произведений мирового искусства.

Надо было найти, каким путем из двух слагаемых создать свои произведения, произведения советские, произведения исторического значения. Идейная сущность произведения стала доминирующей в задании. Все то, что знали советские архитекторы, оказалось недостаточным, чтобы воплотить в форму, в материал идейное содержание огромного значения. Вот почему основной проект был принят правительством лишь тогда, когда он сумел синтезировать все чаяния, все мысли, все огромное содержание Дворца Советов.

Это решение внесло в советскую архитектуру новую, бодрящую струю, струю искания новых идей. С этого момента советская архитектура развивается и уже пришла к значительным успехам. Мы можем насчитать уже много сооружений, отражающих эти крупные достижения.

Внешнее решение Дворца стабилизовалось. В дальнейшем совершенствовании могут нуждаться лишь отдельные детали и части.

Сейчас коллектив строительства стоит перед новой задачей, задачей интерьера. Эта задача по своей сложности едва ли многим уступает задаче создания внешнего образа Дворца. Эта задача ставит во весь рост тему интерьера, обладающего пластически закономерным построением и насыщенного высоким идейным содержанием.

То, что мы видели на выставке Дворца Советов но интерьеру, доказывает, что в этом отношении коллектив еще живет опытом, накопленным по «экстерьеру». Внутренняя архитектура здания пока еще близко повторяет его архитектуру внешнюю. Если снаружи на уровне фоне находятся пилоны, то аналогичные пилоны имеются и за стеной, внутри зала фойе.

Такое механическое перенесение форм внешней архитектуры в архитектуру интерьера заведомо неверно. Это чувствуют и авторы, и если сейчас еще нет решения, то лишь потому, что значительно легче поставить задачу, чем найти ее окончательное решение.

Некоторое однообразие, которым отличается весь интерьер, заставляет задуматься над тем, не слишком ли переоценил коллектив свои возможности и недооценил ли он сложность задачи. 250 больших зал — это 250 творческих задач. Каждая из них по своему содержанию мало чем отличается от создания образа целого огромного сооружения, которое под силу лишь большому мастеру.

К работе над образом интерьеров Дворца Советов необходимо так же, как это было сделано по экстерьеру, вовлечь через конкурсы весь коллектив архитекторов Советского Союза. Необходимо к соревнованию и к соавторству привлечь возможно большой коллектив, чтобы создать наибольшее число разнообразных решений. Только таким путем можно обеспечить в интерьере ту смену чувств, настроений и впечатлений, которую должен получить входящий в это гигантское сооружение посетитель.

Не следует думать, что единство можно заменить однообразием. Однообразие ведет не к единству, а к каменной скуке, которую нельзя допустить во Дворце Советов.

Мне думается, что неверно разделение на те интерьеры, где архитектура имеет основные функции, и на те, где роль ее является второстепенной по отношению к другим пластическим искусствам.

Все, что может усилить, дополнить архитектуру, должно быть мобилизовано. Но необходимо сделать архитектуру основным носителем идей интерьера каждого зала, не рассчитывая на то, что она может быть нейтральным фоном для изобразительного повествования.

Необходимо использовать для архитектурного оформления интерьеров национальное искусство: нельзя не доверять тем огромным силам, которые сложились исторически, которые существуют и которые должны и могут чрезвычайно обогатить построение интерьеров. Я не сомневаюсь в том, что в цикле зал есть полная возможность художественно воплотить дружбу и единство народов СССР. Соревнование народов и их искусства, объединенного общим социалистическим содержанием, покажет все разнообразие нашего национального гения. Что мы можем располагать соответствующими кадрами, доказывает обнадеживающий опыт некоторых павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Это доказывает и замечательная молодежная выставка, свидетельствующая о наличии беспредельно талантливых кадров, которые могут помочь воплотить в богатейших формах высокое содержание Дворца Советов.