Карта сайта

Архитектура дворца советов - (часть 56 - Художник М. С. РОДИОНОВ (Москва))

Художник М. С. РОДИОНОВ (Москва)

Для того чтобы успешно выполнить задачи, стоящие перед советскими художниками в связи с созданием Дворца Советов, их нужно прежде всего ясно осознать. Эти задачи обусловливаются основными требованиями строительства.

Одно из первых и сложнейших требований — небывалый объем живописных работ: 20—25 тыс. м2. Размеры отдельных объектов доходят до 700—800 м2. Живопись таких масштабов сложна не тем, что физически трудно закрасить площадь в 800 м2, а тем, что с увеличением масштаба меняются законы композиции. Нельзя механически перенести маленькую композицию в больший масштаб, и писаных законов для этого нет, они познаются только опытом, а этого-то опыта у наших художников, к сожалению, нет. Этот опыт необходимо создать.

Следующее требование — тематика живописи Дворца Советов. Чтобы успешно справиться с этой новой тематикой, художник должен будет обладать полной политической оснащенностью, реальным восприятием действительности, должен овладеть стилем социалистического реализма.

Третье требование — сроки. Через 3 года Дворец Советов будет в основном сооружен. Это обязывает нас к тому, чтобы к этому сроку не только подготовиться к живописным работам, но уже и выполнить какую-то значительную часть этих работ на стороне.

Четвертое требование — техника живописи. Росписи Дворца Советов должны быть максимально долговечными. Опыт мирового искусства учит нас, что в отношении долговечности на первом месте стоит мозаика, затем идут энкаустика, фреска, темпера и только на последнем месте стоит масло. Между тем, большинство наших художников владеет только техникой масла. Отсюда вытекает задача — немедленно приступить к изучению новых для наших художников методов монументальной живописи.

Наконец, последнее требование — органический синтез искусств. Каждая роспись должна быть не только самостоятельным произведением, но и неотъемлемой частью целого ансамбля. Это значит, что пути, которыми идут архитекторы, живописны и скульпторы, призванные работать над сооружением Дворца Советов, должны слиться в общий, единый творческий путь.

Если нам зададут вопрос, имеем ли мы сейчас достаточно кадров, необходимых для того, чтобы разрешить все эти задачи, мы должны будем с полной ответственностью за свои слова ответить отрицательно. И наш общий долг — эти кадры создать.

У нас есть небольшое количество художников, стремящихся посвятить себя решению этих задач, но, во-первых, они очень немногочисленны, а во-вторых, те задачи, которые им приходилось решать, имели главным образом декоративный характер. Это было или оформление фасадов или декоративная роспись вроде росписи Дворца пионеров.

Мы обогатились опытом трех выставок — Парижской, Нью-Йоркской и Всесоюзной сельскохозяйственной. Этот опыт, несомненно, принес художникам большую пользу, но относиться к нему надо несколько критически, так как условия работ были не вполне нормальными, и наряду с опытом положительным имеется и опыт отрицательный. В частности, мне хочется отметить своего рода лихачество, заключающееся в расписывании огромных площадей в один-полтора месяца.

Подготовкой живописных кадров занимается у нас Институт изоискусства. Но ни в количественном ни в качественном отношении его работа нас удовлетворить не может.

Для подготовки кадров специалистов по монументальной росписи необходимо организовать мастерские. Это должно быть сделано МОССХ'ом при помощи Комитета по делам искусств и строительства Дворца Советов. В эти мастерские нужно привлечь широкие массы художников и организовать роспись школ, клубов и других общественных зданий. Только такая практическая работа может дать художникам настоящую подготовку.

Необходимо глубже ознакомить художников с историей архитектуры и с ее основными законами, расширить и углубить политическое воспитание массы художников и шире, чем это было до сих пор, привлекать художников к непосредственной работе над интерьерами Дворца Советов.

Необходимо организовать большую выставку монументальной живописи с отделами историческим и современным и на материале этой выставки провести дискуссию.