Карта сайта

Архитектура дворца советов - (часть 55 - А. А. ПЕГА НОВ (Москва) и Скульптор С. Д. ГЛБАСИЕВ (Москва))

А. А. ПЕГА НОВ (Москва)

Я остановлюсь на тех предложениях, которые разработала лаборатория отделочных материалов Академии архитектуры СССР.

Лаборатория выработала материал, который в 1940 г. должен быть выпушен промышленностью и роздан художникам и скульпторам, работающим на строительстве Дворца Советов. Это — новый высокопрочный гипс, называемый в литературе цементом Кипа. Этот материал будет иметь применение в скульптуре, в искусственном мраморе, в архитектурных деталях и в резном орнаменте. Он прекрасно полируется и красится. Возможности его использования чрезвычайно широки.

Другой материал, выработанный лабораторией, — антикоррозийные лаки на облагороженных штендалях. Мы считаем, что для Дворца Советов это будет лучшим антикоррозийным средством при покрытии металлических деталей, окон, дверей и т. д.

Громадное количество росписи, намечаемой во Дворце Советов, заставляет задуматься не только о красках, необходимых для нее, но и о полотне. Между тем, до сих пор ни Управление строительства Дворца Советов, ни Всекохудожник этим вопросом не занимаются.

Мы полагаем, что в 1940 г. Дворцу Советов необходимо будет поставить вопрос о полотне и о его подготовке, т. е. о грунте и клеях для его проклейки, но наряду с этим мы выдвигаем повое предложение — замену льняного полотна асбестовой тканью. Надо сказать, что на грунтовку и подготовку полотна у нас, как правило, обращают мало внимания, и грунтовать большие полотна у нас умеют немногие. Картина же, написанная на плохо подготовленном полотне, как бы хороши и прочны ни были ее краски, недолговечна, и на века вы ее не сохраните. Асбестовая же ткань, во-первых, не требует грунтовки, она уже сама как бы является грунтом, во-вторых, она не горит, в-третьих, она эластична, в-четвертых, она принимает все краски, в-пятых, она может иметь любую фактуру, в-шестых, она сохранит произведения художника навеки.

Следующий вопрос, который мы хотим поставить перед художниками, это роспись по песчаной присыпке. Сейчас это предложение кажется несколько странным, но через два года оно уже никого не будет удивлять, а через три года целесообразность его будет признана всеми. Уже теперь худ. Фейнберг выполнил на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке восемь панно по песчаному грунту по нашему методу.

Наша лаборатория выявила 800 месторождений природных красок на территории Советского Союза. Если строительство Дворца пожелает воспользоваться этим опытом, лаборатория поможет ему отобрать необходимую палитру природных красок для фрески.

Следующий вопрос — о предохранении живописи от запыленности. Некоторые краски очень сильно собирают пыль, и эта пыль, оседающая на краски, создает очаг коррозии, разрушающей картину. Для Дворца Советов особенно необходимо учесть это явление, потому что его живопись рассчитывается на века. Нужно найти такие вяжущие лаки или краски, которые бы не портились в цвете и имели бы тот же электрический заряд, что и шаль. Если это удастся сделать, то пыль будет отскакивать от живописи, а не собираться на ней.

В связи с тем, что знакомство с материалом имеет громадное значение уже при проектировании, мы предлагаем строительству Дворца Советов созвать в начале 1940 г. конференцию специалистов, которая выработает список материалов, необходимых для отделки Дворца.

Лаборатория разработала рецептуру темперы и энкаустики и берет на себя обязательство всемерно помочь художникам, работающим но Дворце Советов, в составлении заказа для промышленности на все краски, нужные строительству.

Скульптор С. Д. ГЛБАСИЕВ (Москва)

Дворец Советов, являясь памятником гению человечества, В. И. Ленину, явится одновременно памятником, который начинает собой наш стиль, стиль эпохи Сталинской Конституции.

Он несет в себе самое закопченное единство формы и содержания, самое совершенное мастерство, самое исчерпывающее использование современной науки и техники, самую высокую производительность творческого труда, самую низкую стоимость создания художественных произведений, самую полную всенародную оценку работы его авторов и всего творческого коллектива.

Вместе с тем, стиль эпохи Сталинской Конституции органически вытекает из недр общечеловеческой художественной культуры и, в первую очередь, из недр художественной культуры великого русского народа и всех великих братских народов Советского Союза.

Стиль эпохи Сталинской Конституции опирается на все достижения современной пауки и техники. Мы слушали здесь ряд выступлений представителей науки. Какие богатейшие новые средства и возможности вкладывает наука в руки художников! Путь научно-экспериментального обоснования всех мероприятий, направленных на создание великих произведений искусства, должен стать постоянным путем социалистического реализма.

Встал ли на этот путь автор ведущей скульптуры Дворца — гигантского монумента В. И. Ленина — т. Меркуров? Как обосновывает он свое решение 100-метровой статуи, рассчитанной на 300-метровую высоту? Меркуров ограничивается утверждением, что высота установки статуи не повлияет на ее восприятие снизу, что никаких искажений не произойдет и что закон ракурсов здесь не играет роли.

Тов. Иофан взял на себя гигантские исследовательские работы, касающиеся техники строительства. На строительстве все необычайно убедительно; все внушает веру в то, что работа поставлена по-настоящему. Каждая техническая, новинка, появляющаяся в Европе, перенимается технической частью строительства, усовершенствуется и используется.

А Меркуров создал свою пресловутую «бригаду» и этим ограничился. Если бы в бригаде Меркурова работали Мухина, Шадр, Матвеев, Манизер и другие наши корифеи скульптуры, а им помогала бы плеяда молодых талантливых скульпторов, то такая бригада выполнила бы свою задачу. Но если вся бригада состоит из одного скульптора Меркурова (мастера, которого мы уважаем и чтим), а остальные члены этой «бригады» — малоквалифицированные лепщики, то такая бригада не может создать величайший монумент сталинской эпохи.

Призвал ли Меркуров себе в помощь технику или науку? Нет, в его бригаде царит первобытная кустарщина, мастеровщина, не испытаны даже материалы, из которых будет воздвигаться монумент. Можно ли руками кустаря-одиночки, без мастерской, оборудованной по последнему слову современной науки и техники, создать такой памятник? А между тем Меркуров мог бы потребовать, чтобы был построен такой оптический аппарат, который избавил бы от необходимости постепенно увеличивать модель, который мог бы показать восприятие модели на любой высоте и на любом расстоянии, который дал бы нам шкалу законов ракурса. Работу над созданием монумента пора, наконец, поставить на научную почву и привлечь к этой работе всю современную науку: оптику, технику, электричество, механику и т. д.

То же самое я должен сказать о живописи. И в этой области мы идем ощупью, не опираясь на достижения современной науки и техники.

Необходимо отметить, что руководители скульптурных и живописных работ по Дворцу Советов перегружены организационной и хозяйственно-технической работой, отнимающей у них больше времени, чем непосредственная творческая работа. От всех этих побочных вопросов и дел художники должны быть освобождены.

Другой не менее важный вопрос, который я считаю необходимым поставить, — привлечение к строительству Дворца Советов крупнейших деятелей партии и правительства. Мы не можем обойтись в этой огромной работе без политических работников. Нам необходимо вместе с ними политическим глазом оглядываться на весь пройденный путь нашей работы.

Наилучшей формой организации дальнейшей работы строительства я считаю создание научно-экспериментальных мастерских-лабораторий, которые отвечали бы на все запросы скульпторов, живописцев и архитекторов, рождающиеся у последних в ходе работы. Эти лаборатории и мастерские должны иметь мощную производственно-техническую базу, насыщенную всеми средствами современной науки и техники, которые позволили бы провести любую научно-экспериментальную работу, связанную с любым вопросом строительства.

Задачи научно-исследовательских экспериментальных мастерских-лабораторий следующие.

1. Найти экспериментальным путем формы и методы органического творческого сотрудничества архитекторов, скульпторов и живописцев, как необходимую предпосылку решения проблемы органического синтеза трех искусств.

2. Научно поставить проблему темпов художественно-творческого труда и разрешить ее экспериментальным путем на конкретных объектах комплексных заданий строительства.

3. Поставить и разрешить проблему внедрения науки и техники в процесс создания монументальной скульптуры, монументальной живописи и архитектуры.

4. Разрешить проблему кадров, разработать профили новых специальностей (техник, инженер, конструктор скульптурных монументов из металла, камня, пластмасс; инженер-технолог фресковой живописи и других видов живописи на новых подкладках и при новых связующих веществах; инженер-оптик, точно определяющий законы ракурсов при постройке гигантских монументов, рассчитанных на восприятие с больших расстояний как по вертикали, так и по горизонтали и т. д.) и окончательно преодолеть остатки кустарничества, подрядничества и других пережитков частно-капиталистических отношений.

5. Разрешить проблему подготовки кадров для всех трех искусств, главным образом для скульптуры и монументальной живописи.

В целом вся работа мастерских должна создать максимально благоприятные условия для наиболее полного расцвета индивидуальных способностей каждого отдельного художника, для предельного повышения общего уровня всего мощного творческого коллектива, работающего на строительстве.

Правильная организация творческого сотрудничества архитектуры, скульптуры и живописи и большевистское руководство ими обеспечат при строительстве Дворца Советов такую творческую доблесть и такой творческий героизм, что к завершению строительства в плеяду героев Советского Союза войдут великие мастера советского искусства и советской науки, архитекторы, скульпторы, живописцы, инженеры-конструкторы, ученые, мастера художественной промышленности, мастера-подсобники, представители народного творчества Советского Союза.