Карта сайта

Архитектура дворца советов - (часть 54 - Скульптор В. Ц. ВАЛЕВ (Москва))

Скульптор В. Ц. ВАЛЕВ (Москва)

Дворец Советов — памятник великому, родному, пролетарскому вождю В. И. Ленину. Это памятник борьбы пролетариата за мировую пролетарскую революцию, монумент коммунистического общества, монумент силы и величия сталинской эпохи. Этот памятник должен сохраниться в веках как классический образец социалистического реализма. Необходимо, чтобы скульптура Дворца Советов была самого высокого качества, чтобы она превзошла все, что имелось до сих пор. Успешное выполнение этой задачи зависит от кадров. Какова же потребность в кадрах скульпторов для Дворца Советов и какими кадрами мы располагаем?

Во Дворце Советов должно быть выполнено 400 скульптурных работ крупного масштаба. Для выполнения этих работ требуется, примерно, 700 человеко-лет напряженного квалифицированного труда. Для того чтобы эти работы были закончены в необходимый срок, в 1 — 2 года, требуется 400 квалифицированных скульптуров, 600 помощников скульпторов и 500 подсобных рабочих, не считая технических рабочих, которые должны подготовлять каркасные сооружения. Таким образом, всего нужно приблизительно около 1000 скульпторов и 500 рабочих.

Общая протяженность барельефов Дворца Советов составит 7 км. В этих барельефах будет около 3— 4тыс. фигур. Для того чтобы качественно выполнить эту работу, один скульптор должен проработать не менее 50 пог. м с 30—40 фигурами 6-метровой высоты. Для таких барельефов потребуется 100 квалифицированных скульпторов.

Для создания 20-метровых групп, имеющих десятки фигур, потребуется (конечно, только для лепки фигур, а не для их механического увеличения) 25—30 скульпторов и столько же помощников.

Общее число скульпторов, объединяемых творческим союзом, составляет по всему Советскому Союзу 300 чел.; кроме того, не входящих в творческий союз и в большинстве малоквалифицированных скульпторов имеется около 150 чел. В различных кружках самодеятельности насчитывается около 100 скульпторов и около 100 чел. обучается на курсах, в вузах и техникумах.

Таким образом, во всем Советском Союзе насчитывается всего 650 чел. квалифицированных и малоквалифицированных скульпторов. Из этого числа, конечно, не все будут участвовать в работах по Дворцу Советов. Многие будут заняты в других учреждениях.

Приведенные цифры свидетельствуют о необходимости немедленно приступить к подготовке кадров.

Чтобы обеспечить высокое качество работы как в смысле ее идейного уровня, так и в отношении профессионального мастерства, нужны новые формы организации творческой работы. Необходимо учесть неудачную организацию труда скульпторов при художественном оформлении советских павильонов на Парижской и Нью-Йоркской выставках, а также на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

Перед нами стоит громадная ответственная задача, и мы должны найти другие формы работы и проникнуться другим к ней отношением.

Я предлагаю создать новую форму организации труда: бригады, связанные единой задачей по архитектурному оформлению, но ансамблю, по этажам, по залам, по темам. Бригады должны быть однородны по уровню мастерства своих членов. Каждая бригада должна возглавляться одним мастером. Эти бригады не должны иметь ничего общего с артелями, но должны быть настоящими творческими коллективами, в которых каждый помогает другому и делает со всеми одно общее дело, не поступаясь при этом своей творческой индивидуальностью. Каждый член бригады должен иметь свой самостоятельный участок работы.

Не отрицая общей пользы конкурса, который объявляется по Дворцу Советов, я считаю все же, что особенных результатов этот конкурс не даст. При обычной организации конкурса получившим премии будет поручено оформление фасада, отдельных групп, барельефов и т. п. Но может случиться, что для того, чтобы выполнить в срок тот или иной барельеф или группу, скульптор должен будет создать бригаду в 10, 20 или даже 30 чел. Сможет ли он это сделать? Я считаю, что ни и коем случае не сможет. Таким образом, может получиться, что один скульптор с лепщиком кое-как состряпает 200—300-метровый барельеф, и такой барельеф будет позором для советского искусства.

Необходимо сейчас же, еще до конкурса, организовать творческие бригады. Эти бригады должны быть спаяны, едины и с начала и до конца работать вместе, пока Дворец Советов будет закончен. Эти бригады-коллективы должны быть обеспечены организаторами, администраторами, диспетчерами, десятниками и соответствующими мастерскими. Те мастерские, которые у нас имеются, пригодны только для эскизов, но не для выполнения таких огромных скульптур, каких требует Дворец Советов. Мастерские должны быть укомплектованы архитекторами, инженерами и постоянными консультантами; в них должны выпускаться бюллетени, освещающие все вопросы, в разрешении которых нуждаются коллективы и отдельные люди, работающие над Дворцом Советов.

Только при правильной и четкой организации работ, только при подготовке новых кадров сумеем мы преодолеть старые кустарные формы труда и создать полноценные произведения социалистического реализма.