Карта сайта

Архитектура дворца советов - (часть 50 - Проф. Л. В. РУДНЕВ (Ленинград) и Художник В. Д. ГУДИАШВИЛИ (Тбилиси))

Проф. Л. В. РУДНЕВ (Ленинград)

По сообщению скульптора Меркурова, фигура Ленина, установленная на крыше Дворца Советов, будет видна на расстоянии 70 км. Самое здание Дворца также будет видно на громадном расстоянии. Попытаемся выяснить, из каких точек самого города будет виден Дворец после завершения плана реконструкции Москвы.

Прежде всего, он будет виден на протяжении всей новой магистрали, которая соединит площадь Свердлова с площадью Дворца Советов и направится далее к Воробьевым горам Он будет виден также с набережных Москва-реки вплоть до впадения Яузы — в одну сторону, и до изгиба реки против Воробьевых гор — в другую сторону. Мытная улица в Замоскворечьи, Рязанское шоссе, санаторий «Высокие горы», Сокольники, Комсомольская площадь, Дмитровское шоссе, Арбатская и Киевская площади — все это точки, из которых откроются прямые или перспективные виды на Дворец Советов.

Воздействие мощной архитектуры Дворца Советов, как вертикальной доминанты Москвы, на все перечисленные части города будет громадным. Дворец станет для них организующим архитектурным центром. Это необходимо предусмотреть Управлению планировки в его работе по реконструкции Москвы. При проектировании площадей и улиц необходимо всюду учитывать силуэт Дворца Советов как центральную составную часть ансамбля. Нужно в соответствии с этим пересмотреть все точки, откуда будет виден Дворец, и создать таких точек как можно больше. Для всех этих точек нужно пересмотреть этажность зданий, их общую архитектуру, соотношение отдельных частей и т. д., другими словами — весь их общий архитектурный пейзаж.

Дворец Советов должен организовать всю Москву в единый архитектурный ансамбль, и вся Москва должна планироваться и строиться созвучно этому великому памятнику нашей эпохи.

Художник В. Д. ГУДИАШВИЛИ (Тбилиси)

У архитекторов, скульпторов и в особенности живописцев, работающих на строительстве Дворца Советов, наблюдается погоня за большими размерами. Я считаю такое стремление к огромному во что бы то ни стало неправильным и особенно неправильным в отношении стенной живописи. Мания заполнения росписью громадных плоскостей может привести к печальным результатам, так как для осуществления такой росписи нужны специальные технические знания, которыми не всегда обладают мастера. Простое увеличение живописной композиции до огромных размеров в 60х25 м приведет к деформированию живописи. Фигура, увеличенная в четыре раза против натуральной величины, утратит черты реальной композиции. Сильное увеличение фигуры заставит художника прибегнуть к окраске малярным способом, и в конечном счете вся композиция может претерпеть неудачу. Таким образом, гигантские размеры стенной росписи могут запутать и художника и зрителя.

Вопрос заключается в том, будет ли сюжет живописи подчинен размерам стены или, наоборот, тематика росписи потребует стены того или иного размера. Здесь уместно вспомнить некоторые примеры из прошлого. Архитектура Ватикана четко и по-настоящему сотрудничала с живописью. Об этом свидетельствует роспись Рафазля и Микельанджело. Фигуры Рафаэля только в полтора раза больше натуральной величины. Удивительные пропорции многофигурных композиций на стене не очень большого размера.

Известна и монументальная живопись парижского Пантеона. Огромные фигуры росписи также лишь в полтора раза больше натуральной величины. Не мешает вспомнить фрески Пюи де Шаванна и многих других французских мастеров.

Я не могу согласиться с Лансере, который находит неприемлемым станковый принцип в монументальной живописи. Монументальная станковая роспись имеет, конечно, свои отрицательные стороны, но можно привести и много положительных примеров. Очень неплоха, например, монументальная станковая живопись в Версальском дворце, в сюжетах наполеоновских походов.

Нужно дать возможность всем художникам Советского Союза представить на конкурс свои эскизы и притом выполненные не в обычных маленьких размерах, а почти в натуральную величину.

Огромная площадь, выделяемая для росписи Дворца Советов, заставляет многих художников пересмотреть свои знания, чтобы быть готовым к выполнению огромной и ответственной задачи, поставленной перед ними.