Карта сайта

Архитектура дворца советов - (часть 49 - Засл. деятель искусств скульптор А. Т. МАТВЕЕВ (Ленинград))

Засл. деятель искусств скульптор А. Т. МАТВЕЕВ (Ленинград)

Основная и наибольшая трудность в композиции всякого монумента заключается в организации благоприятного впечатления от него со всех или многих сторон. Это значит, что со многих сторон статуя должна иметь определенные и четкие силуэты. Это очень трудная задача, но мы знаем в искусстве случаи, когда скульптура действительно имеет очень много прекрасных силуэтов. Во всяком случае, нужно считать, что, как минимум, скульптура должна иметь четыре точки зрения, соответствующие ее четырем сторонам.

Когда мы берем в руки статуэтку и вертим ее в руках, мы инстинктивно избегаем тех ее сторон, откуда она производит неблагоприятное впечатление, и стараемся привести ее в такое положение, откуда она воспринимается лучше всего.

Теперь представьте себе, что нам предстоит осмотреть колоссальную статую Ленина, выполненную по проекту Меркурова. Для того чтобы получить от этой статуи благоприятное впечатление, нам придется пройти несколько километров, так как, по моему твердому убеждению, статуя имеет достаточно гармоничный силуэт только с двух сторон, или, другими словами, только две точки зрения.

В этом отношении композиция статуи не удовлетворяет основному требованию, предъявляемому к монументальной скульптуре. Автору необходимо обратить особое внимание на то, чтобы организовать все стороны статуи, чтобы она со всех сторон производила достаточно благоприятное впечатление.

Неправильной я считаю и трактовку образа Ленина.

Фигура, одетая в мешковатые, тяжелые, широкие драпировки, прежде всего не соответствует исторической правде. Кроме того, она ни в какой степени не отвечает народному представлению о Ленине. Как показывают нам произведения народного и самодеятельного искусства, рабочие и колхозники строят образ Ленина по своему образу и подобию, т. е. рисуют его себе человеком легким, подвижным, способным на физический труд. Тяжелый надуманный образ, созданный Меркуровым, я считаю чуждым и неверным.

Основная композиция может и должна быть сделана в 50-сантиметровом размере, конечно, постепенно увеличивать модель необходимо, но я совершенно не понимаю смысла затягивания работы до каких-то невероятных пределов: то 1 м, то 20 м, то 50 м, потом снова 20 м и т. д.

Я считаю, что ответственность за образ величайшего вождя социалистической революции, за образ, рассчитанный на многие века, слишком значительна, чтобы ее мог нести индивидуально одни художник. Над этим грандиозным монументом должен работать большой художественный коллектив в полном смысле этого слова, а не бригада.