Карта сайта

Архитектура дворца советов - (часть 44 - Арх. П. В. АБРОСИМОВ (Москва))

Арх. П. В. АБРОСИМОВ (Москва)

Раскрытие внутреннего содержания в архитектурных образах интерьеров Дворца Советов представляет собою едва ли не более сложную задачу, чем представляло собой создание образа внешней его архитектуры. Переходя к рассмотрению и анализу творческих проблем, связанных со специальными вопросами интерьера, необходимо помнить о той сложной творческой задаче, которая стояла перед авторами и коллективом на протяжении большого промежутка времени. Эта задача заключалась в преодолении основного противоречия о создании образа Дворца Советов. Дворец Советов служит пьедесталом грандиозной скульптуры и одновременно является грандиозным зданием, равным городу с сорокатысячным населением. Решение этой задачи помогло и продолжает помогать дальнейшему раскрытию всего образа Дворца Советов.

Наряду с идеологическим содержанием образа, архитектурная трактовка здания зависит и от возможности применения тех или иных конструкций и материалов, определяющих пространственную и объемную композицию здания. При этом применение тех или иных конструктивных приемов, понимание конструктивных законов всегда преломляется через соответствующую идеологию, господствующую в данную эпоху. Материалы и конструкции, применявшиеся греками, римлянами, строителями готических соборов или мастерами Возрождения, использовались различно не только в силу различного состояния строительной техники, но главным образом в силу различий идеологических. Различные эпохи не только устанавливали конструктивные приемы и формы, но и создавали свои принципы архитектурной выразительности. Эта система архитектурного мышления обусловливается идеологией эпохи и в свою очередь обусловливает не только архитектурные формы, но и конструктивные приемы и материалы. Поэтому и мы в условиях советской действительности не можем создавать образы или строить, не отразив в своем создании свое новое отношение к конструкции и к материалам, обусловленное идеологией советской эпохи.

Эта новая система архитектурного мышления нашла свое отражение и в архитектурных формах Дворца Советов. Так, например подвешенный купол Большого зала Дворца с точки зрения древнего римлянина не конструктивен. С вашей же точки зрения это наиболее конструктивная форма купола. Металлокаркас, как таковой, предоставляет архитектору большую свободу. Конструктивность купола Большого зала рождена светом и звуком. Этот пример отражает современное отношение архитектора к конструкции и ее роли в формообразовании.

Что касается разработки интерьеров Дворца Советов, то в ней не должна довлеть внешняя архитектурная форма, так как последняя обусловлена трактовкой здания как пьедестала для статуи, и ее не следует механически переносить на архитектуру интерьеров. В интерьерах Дворца Советов не нужна и чрезмерная монументальность, по существу и невозможная в условиях новых металлических конструкций. В архитектуре интерьеров должны быть найдены многогранность и единство образа, отличные от форм, найденных в условиях других закономерностей. Это увеличит наши творческие возможности, обогатит архитектурную форму и еще полнее раскроет ту основную тему, которая оплодотворяется идеями В. И. Ленина.