Карта сайта

Архитектура дворца советов - (часть 43 - А. З. АЛЕКСАНДРОВ (Институт художественной промышленности, Москва))

А. З. АЛЕКСАНДРОВ (Институт художественной промышленности, Москва)

В синтезе трех искусств, участвующих в проектировании и художественном оформлении Дворца Советов, значительное место должно быть отведено народному творчеству.

Художественно-стилистические основы народного искусства таят большие возможности декоративно-архитектурного порядка. Народное искусство создало замечательные образцы архитектурной цельности постройки, оформленной декоративной резьбой и росписью. Жилище Севера или Поволжья обнаруживает удивительную органическую связанность утилитарных конструктивных элементов с элементами декоративными. Крестьянское жилище Украины привлекает внимание своими декоративными росписями. В оформлении жилища народов Востока и Кавказа участвуют резьба по дереву и роспись. Элементы народного искусства встречаются и в архитектуре общественных зданий в виде керамической облицовки, резьбы по дереву, росписи, al fresco и т. п.

На основе органической связи народного декоративного искусства с архитектурой выработались и развились оригинальные, замечательные художественные народные стили и технические приемы.

Советский период накопил уже значительный опыт в применении народного творчества как в области архитектурной декорации, так и в области оформления интерьеров. Замечательные образцы стенной живописи, использующей художественные традиции народного оформления интерьера, дали мастера Палеха, Мстеры. Хохломы. Интерьер Театра народного творчества в Москве, Дворец пионеров в Ленинграде, театр в Иванове, выставка народного творчества 1037 г. в Третьяковской галерее, наконец, Всесоюзная сельскохозяйственная выставка 1030 г. неопровержимо доказали возможность широко использовать декоративно-архитектурные начала, заложенные в народном искусстве.

Само собой разумеется, что в том синтезе искусств, который намечается для художественного оформления величайшего памятника современности, мастера народного искусства и народной художественной промышленности должны сыграть значительную роль.

На службу художественного оформления Дворца Советов должно быть привлечено нес богатое разнообразие и нее своеобразие технических приемов народных мастеров, С их подлинно оригинальным, здоровым и жизнерадостным характером народного творчества во всех его видах (художественная резьба, роспись, вышивка, ткачество, керамика, набойка и пр.).

Народное искусство в своей основе тесно связано с вещественным бытом, с материальными потребностями жизни. Важнейшими особенностями его являются его коллективный характер и творческая преемственность художественных традиций. Произведения его отличаются декоративностью, орнаментальностью и многокрасочностью. Вместе с тем, народное искусство дает высокие образцы того социалистического реализма, который в процессе художественного оформления Дворца Советов должен быть поднял на новую высоту.

Высказывания тт. Иофана и Гельфрейха об едином стиле оформления Дворца Советов внушают опасение, что соблюдение этого принципа при обработке всего огромного количества внутреннего помещения Дворца может привести к однообразию. Между тем, идеи, заложенные в создание Дворца Советов, не мирятся с однообразием и не могут мириться с принципами, ограничивающими свободное применение различных композиционных комбинаций и решений. Из всего громадного количества зал Дворца Советов только залы, прилегающие к Большому и Малому, имеют тематическое содержание. Во всех же остальных ничем не должна быть связана свободная композиция, которую могут создать мастера народного творчества. Самая идея сооружения Дворца Советов предполагает многокрасочность, предполагает использование всех богатств, которые создал народ в своем искусстве, с тем, чтобы Дворец Советов был таким же многокрасочным, как и сам Советский Союз.

В первую очередь я хочу остановить внимание пленума на вопросах народного орнамента. По мнению докладчиков, наш народный орнамент еще не создал советского стиля, еще не обладает советскими мотивами, еще слишком примитивен. Но трудно допустить, чтобы в течение 2—3 лет, на протяжении которых будет идти художественное оформление Дворца Советов, удалось создать новый советский народный орнамент, не считаясь с традициями народного творчества, накапливавшимися из поколения в поколение. Поневоле приходится согласиться с мнением, высказывавшимся нашей художественной критикой о том, что мастера архитектуры, живописи и скульптуры недостаточно знакомы с русским народным орнаментом и недооценивают его громадного художественного достоинства. Именно такая недооценка прозвучала и в докладах т. Иофана и т. Гельфрейха.

Между тем, мы уже имеем замечательные образцы творческой переработки народных мотивов в архитектурно-декоративных формах. Таковы павильоны Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, в которых народные мотивы различных районов и республик, творчески переработанные народными мастерами, стали новыми советскими мотивами. Народный орнамент создается и развивается творчески. Процесс создания советского орнамента не завершен, а находится в состоянии непрерывного развития. Народный орнамент, отличающийся свободной композицией, жизнерадостностью, сочностью и органической связью с архитектурой, должен занять надлежащее место в художественном оформлении Дворца Советов. Несомненно, в процессе творчества создадутся новые советские мотивы, и советский народный орнамент со всем его многообразием поднимется на новую высшую ступень.

Как известно, в истории искусства выдающееся место занимает монументальная живопись. Монументальная живопись — фреска — теснейшим образом связана с архитектурой и развитие ее подчинено развитию последней. Монументальная живопись требует от мастера учета целого ряда внешних условий, ритма, масштаба, света и т. д.

Народная фреска, уже и раньше применявшаяся в архитектурных сооружениях, должна быть использована и при оформлении Дворца. Громадный объем живописных работ, которые должны быть произведены при оформлении Большого и Малого зал и прилегающих к ним фойе, диктует широкое применение народной фрески в ее разнообразных типах и видах. Мастера Палеха, Мещеры, Хохломы должны быть привлечены и на этом важнейшем участке художественного оформления Дворца Советов.

Видное место в архитектурном оформлении занимает, как известно, и резьба по дереву, с ее разнообразными формами и техническими приемами. Возникновение народной архитектуры и народного декоративного искусства тесно связано с использованием дерева и с теми украшениями, которые дает различных видов и оттенков деревянная резьба.

Привлечение народных мастеров резьбы по дереву к участию в крупных архитектурных сооружениях широко применялось и в прошлом. Само собой разумеется, что в художественном оформлении интерьеров Дворца Советов народная резьба по дереву должна занять свое определенное место.

Должны быть использованы при художественном оформлении Дворца Советов также ковры и гобелены, обладающие, помимо своих декоративных свойств, долговечностью, способностью поглощения звуков и другими достоинствами.

Для наилучшего творческого использования народных мастеров в художественном оформлении Дворца Советов необходимо организовать теперь же при строительстве Дворца Советов экспериментальные мастерские и привлечь в них народных мастеров. В этих мастерских народным мастерам должна быть предоставлена широкая творческая инициатива в проектировании в выполнении как целых произведений, так и отдельных деталей.

Вся работа с народными мастерами должна быть сосредоточена в Управлении строительства Дворца Советов при участии научно-исследовательского института художественной промышленности. Основной задачей мастерских должно стать творческое перевоплощение всеми орнаментального богатства, содержащегося в народном искусстве, в духе архитектурных проблем современности.

Советские художественные промыслы объединяют свыше 200 тыс. чел. Эта армия мастеров, в особенности в лице своих наиболее даровитых представителей, должна быть привлечена к экспериментальной работе по подготовке отдельных проектов художественного оформления Дворца Советов. Научно-исследовательский институт художественной промышленности окажет всяческое содействие Управлению строительства Дворца Советов в организации экспериментальных мастерских. Он обеспечит консультационную помощь мастерам народного творчества, чтобы они с честью выполнили задачу, возложенную на весь коллектив мастеров искусства, работающий над созданием монумента, который должен быть достойным эпохи.

Такое привлечение сил народного искусства, при условии развертывания определенной системы организационных мероприятий, поможет найти тот единый стиль, который будет принят для оформления Дворца Советов и который будет основываться на использовании неисчерпаемых богатств народного творчества. В процессе творческой работы мастера народного искусства дадут образцы дальнейшего развития нового советского орнамента, новой советской монументальной живописи, новой советской резьбы по дереву, кости и металлу и составят одно из основных звеньев в той большой работе, которая развернется по созданию великого памятника нашей эпохи — Дворца Советов.