Карта сайта

Архитектура дворца советов - (часть 42 - Проф. А. А. ТРУХАНОВ (Москва))

Проф. А. А. ТРУХАНОВ (Москва)

Вопросы освещения во Дворце Советов имеют первостепенное значение. Нужно обеспечить Дворец таким освещением, которое бы сделало живопись и скульптуру доходчивой до зрителя. В связи с этим об освещении придется думать не только светотехникам, но в первую очередь скульпторам, архитекторам и художникам.

Мы смотрим на светотехнику не как на самодовлеющую величину, а как на подчиненную художественным задачам сооружения. Это значит, что при выборе системы света мы должны подойти очень критически к вопросу адескретного светильника. Мы считаем, что люстра в интерьере должна быть помещена только тогда, когда она является украшением интерьера, когда она диктуется задачами интерьера, но никак не светотехническими задачами. Если нужно повесить люстру как украшение интерьера, то мы не прочь использовать этот светильник, но в других случаях мы будем пользоваться другими системами, ибо люстра, торшер или бра сами по себе не обеспечивают высокого качества освещения Дворца.

Наряду с этим мы ставим вопрос о возрождении хрусталя. Хрусталь в свое время играл чрезвычайно большую роль, но это было в тот период времени, когда мы оперировали с пламенным источником освещения — со свечой. Как только появился источник в виде накаливании, хрусталь утратил свое значение.

Мы убеждены, что можно какими-то средствами заставить играть хрусталь и тогда он заживет той жизнью, которой он жил до того момента, когда хрусталем перестали пользоваться и когда применялись свечи и другие пламенные подвесные источники освещения. Мы считаем, что большие светящиеся поверхности во Дворце Советов не должны иметь применения. Основной тип освещения Дворца Советов нами мыслится как освещение скрытыми источниками света, подчеркивающими архитектуру и подчиненную ей живопись и скульптуру.

Для уточнения этого вопроса придется провести большую экспериментальную работу. Часть такой работы у нас уже выполнена, и думаю, что нам удастся в конечном счете наладить освещение Большого зала достаточно хорошо. Исключительно важную роль играет и вопрос о направленности светового потока. Особенное значение этот вопрос имеет для скульптуры, потому что, если неправильно выдвинуть скульптуру по отношению к световым потокам, то можно совершенно исказить ее замысел.

Большое внимание надо уделить и вопросу о спектре. Спектр надо будет подобрать применительно к тому цвету, который будет иметь место в том или ином интерьере.

Вопросам цветного освещения во Дворце Советов мы также придаем чрезвычайно большое значение. Оно будет проектироваться в трех системах: во-первых, будут отдельные цветовые решения для того, чтобы выделить наиболее ярко отдельные цветовые решения художников, во-вторых, будет применяться динамическое цветное освещение, которое позволит тут же на ходу перекрасить весь интерьер; и в-третьих, будет применено цветное освещение в статической форме. Это делается для того, чтобы не все время показывать интерьер в строго определенном цвете, чтобы можно было регулировать напряжение и путем изменения электрической схемы получать совершенно другую окраску в интерьере, не разрушая того, что было задумано художником.

В Большом зале будет использован фонтан. Тут явления стереоскопии, освещения цветным светом должны найти самое широкое применение.

Задачу освещения Большого зала мы решаем таким образом, что используем отдельные части установок киноосвещения для всех прочих систем. Включая часть освещенности, которая будет работать для кино, мы получаем рабочее освещение, включая вторую часть, — парадное освещение, включая третью часть, — цветное парадное освещение и, наконец, из этой же мощности мы сможем выкроить достаточную часть для театрального освещения Большого зала.

Таким образом, комплексное использование отдельных частей позволит решить полностью поставленную задачу освещения в Большом зале.

В заключение я хочу указать, что весьма ответственная работа по проектированию освещения Дворца Советов настоятельно указывает на необходимость широкого экспериментирования. Существующая экспериментальная база мала, она не дает возможности провести ряд необходимых исследований. Если эта экспериментальная база будет расширена, у нас будут все предпосылки к тому, чтобы совместно с художниками, скульпторами и архитекторами создать хороший проект освещения Дворца Советов.