Карта сайта

Архитектура дворца советов - (часть 40 - А. В. ВИНЕР (Москва))

А. В. ВИНЕР (Москва)

Среди многочисленных вопросов, связанных с критическим использованием художественного наследства при строительстве Дворца Советов, несомненный интерес представляет изучение памятников античной стеной живописи, сохранившихся на юге СССР. Данные о технике античной стенной живописи па юге СССР являются результатом исследования подлинных фрагментов этой живописи в химическом и минералогическом направлении. Были исследованы 25 объектов античной стенописи. Сначала были проведены химические анализы 55 фрагментов с целью выяснения состава грунта, а затем произведен был анализ рода образцов и до ВТО микроскопических определений природы красочных материалов.

Что представляют собой античные росписи на юге СССР? В основном живопись является там фресковой, выполненной на сырой штукатурке красками, разведенными на воде. Изредка встречаются соединения таких красок, разведенных на воде, с красками типа темперы.

Какими же материалами и техническими приемами пользовались античные мастера, создававшие живопись необычайной прочности, превосходно сохранившуюся на протяжении двух тысячелетий и даже больше? Начну с грунтов. Основным цементирующим веществом античных грунтов, имеющихся на юге СССР, является известняк, полученный путем пережигания обычного известняка и последующего гашения пережженной извести.

Надо сказать, что грунты античной стенописи резко подразделяются на два слоя, на два грунтовых покрытия. Первое грунтовое покрытие нанесено на поверхность стен и представляет собой известково-песчаный грунт, в основном состоящий из 27—32% обработанной извести, остальное приходится на наполнитель. Наполнителем этого грунта является мелкий кварцевый песок, крупно-галечный песок, ракушечник-известняк. Второе грунтовое покрытие (второй слой грунта, который наносился при второй штукатурке) представляло собой в большинстве случаев или известковый мраморный грунт, или мраморный грунт плюс ракушечник-известняк.

При исследовании грунта первого покрытия мы обнаружили наличие трех типов. Первый, наиболее распространенный тип, это известково-песчаный грунт, состоящий из извести, мелко-кварцевого песка и крупно-галечного песка. Соотношение частей было такое: одна часть извести и две части наполнителя. Грунт необычайно твердый, причем толщина его обычно не превышает 6—10 мм. Второй тип — это известково-песочный грунт с ракушечником. Он состоит из нанести (27—33%), мелкого кварцевого песка и крупно-галечного песка. Наполнитель — мелкий песок (16—24%), крупно-галечный песок (12— 27%) и ракушечник-известняк (10,5 —19%). Соотношение частей известняка и наполнителя такое: одна часть известняка па дне части наполнителя.

Третий тип является прототипом древнерусского грунта. Он состоит из извести (40%), мелкого песка (16—20%), соломы (10%) и незначительного количества угля. Этот грунт менее плотен, более тверд и более легко поддается действиям атмосферной влаги и механическому воздействию.

Первый грунт наносился античными мастерами двумя-тремя тонкими слоями. При нанесении каждого слоя он плотно утрамбовывался. Масса уплотнялась и получался плотный и твердый слой грунта. После того как наносилось первое штукатурное покрытие, античные мастера принимались за нанесение второго штукатурного покрытия.

При исследовании этого покрытия удалось обнаружить следующие четыре грунта: известково-мраморный грунт, известково-мраморный с ракушечником, нзвестково-мраморпый с соломой и углем и, наконец, известковый грунт с ракушечником.

Этот последний грунт отличался очень большой твердостью и прочностью, наносился он слоем в 3— 5 мм.

Основное внимание античные мастера уделяли вопросу приготовления грунта и нанесения его на стену, так как основой прочности всякой стенной живописи является, прежде всего, прочность и твердость грунта. Обработка известью, ее вымачивание, трамбование, последующее введение наполнителя соответствующих размеров и в соответствующих отношениях давало в результате возможность получения чрезвычайно твердых и прочных грунтов.

После нанесения на стену грунта мастер приступал к живописи. Живопись велась в начале по-сырому, красками, разведенными на воде. Исследование раскопок Геркуланума и Помпей, а также наших раскопок на юге СССР, показали, что красочная палитра состояла из 14 пигментов.

У Витрувия список красок отдельных мастеров был значительно большим, но ряда красок, упоминаемых у Витрувия (малахитовая зелень, пурпур и т.д.), мы при исследовании красочного слоя стенописи не нашли.

Основными связующими веществами являлись известковая вода и образующаяся на поверхности высохшего штукатурного слоя пленка, закрепляющая пигмент на поверхности. Некоторые пигменты, именно пигменты минерального происхождения, представляющие собой разрыхленные породы, наносились на поверхность штукатурного слоя, предварительно сокрытого слоем краски, т. е. по-сырому наносилась прокладка из охры или из сырой земли, и на нее уже накладывалась краска вместе со связующим веществом. Связующими веществами были растительные клеи: пшеничный, ячменный и т.д. Черные краски наносились в смеси с животным клеем. Все эти темперные краски имели свойство значительной прочности. Очень много говорилось и писалось о том, что античная стенопись не только наружных, но и внутренних стен здания производилась воском. Это мнение совершенно неверное, потому что присутствия воска, масел и белковых органических веществ мы ни в штукатурных слоях, ни в поверхностной пленке не нашли. Мысль о том, что здесь применялись масла, возникла повидимому, в связи с блестящей поверхностью стенописи. Однако эта блестящая поверхность, в виде стекловидного лака, получалась благодаря особому способу нанесения грунта, а также особому приему обработки живописной поверхности.

Блестящая поверхность достигалась приготовлением штукатурного слоя из старой, выдержанной и хорошо обработанной извести, богатой содержанием значительного количества углекислого кальция, а также применением хорошего плотного грунта, наносимого и последовательно накладываемого тонким слоем (в 15—25 мм).

Благодаря разновременному нанесению тонких слоев устраняется всякая возможность, растрескивания, а утрамбовывание придает всей массе грунта твердость и прочность. Нанесение краски на сырую штукатурку также является одним из условий получения блестящей поверхности штукатурного слоя. При нанесении красок на сырую поверхность одновременно производится заглаживание живописной поверхности холодным или горячим способом. Холодный способ заключается в том, что накладывается лист сухого пергамента и производится заглаживание тяжелым предметом — утюгом или валиком, а при горячем способе, дающем более гладкую поверхность, тот же утюг подогревается.