Карта сайта

Архитектура дворца советов - (часть 39 - Скульптор И. Ф. РАХМАНОВ (Москва))

Скульптор И. Ф. РАХМАНОВ (Москва)

Какую роль играют скульптурные материалы для Дворца Советов?

Скульптура сочетается с архитектурой. О значении скульптуры говорить не приходится. Понятно, что скульптура помогает выявлению идеологической стороны архитектурного образа. Важно, чтобы это идеологическое содержание было четко выдержано в скульптуре, с одной стороны, и, с другой стороны, чтобы скульптура не отрывалась от самой архитектуры. С этой точки зрения скульптурные материалы неразрывно связаны с архитектурными материалами.

Если мы возьмем для примера здание, облицованное гранитом, то скульптура может быть решена по-разному. Если и скульптура выполнена из гранита, то для того, чтобы ее можно было прочитать, ее надо выделять фактурно; если скульптура будет в мраморе, то она будет выделена разницей материалов скульптуры и архитектуры. Большое значение имеет и цветовой момент. Это касается как наружного, так и внутреннего оформления. В Большом зале должна помешаться скульптурная группа на фоне стен, расписанных живописью, и вовсе не безразлично, из какого материала будет скульптура. Скульптура должна быть включена и общее пространство и цветовой ансамбль Дворца Советов.

Применение тех или иных материалов имеет значение и для тематики скульптуры. Совершенно небезразлично, какое содержание в каком материале выполнено. Если мы берем статическое решение, то и материал должен быть статическим. Камень и гранит имеют статические моменты и динамические решения давать в них нецелесообразно.

Мрамор гораздо более подвижен, его можно использовать и в динамических решениях. Бронза — динамический материал, который может разрешить любую тему. Ажурные сквозные решения, неразрешимые в мраморе, в бронзе разрешаются легко. Это необходимо иметь в виду при проектировании скульптур.

Обращаясь к историческим примерам использования материалов для скульптуры, я позволю себе сослаться на искусство Египта. Всем известны колоссальные размеры египетских скульптур. Так, Сфинкс в Тизе имеет 20 м высоты. Это — пятиэтажный дом. Ширина лица Сфинкса 4 м, а рта — 1,5 м. Такого рода сооружения решались в Египте в достаточной степени убедительно. Колоссы, как, например, статуя Мемнона в граните, имеет 16 м. Пример Египта показателен тем, что лам работали на тысячи лет и этот расчет у египтян оправдался, так как скульптура сохранилась до нашего времени. Сфинкс вырублен из скалы, и там, где не произошло разрушения, обусловленного истиранием песками Сахары, детали сохранились.

Обратимся к Греции. Там были использованы в скульптуре и драгоценные материалы. Например, хризолефантинная статуя Афины, работы Фидия, была сделана из золота и слоновой кости. Каркас делался из дерева и облицовывался пластинками из слоновой кости и листами золота, которые можно было снимать.

Большой интерес в этом отношении представляет и Колизей в Риме. Это здание достигает 40 м высоты (10 этажей). Оно имело 80 арочных пролетов в каждом этаже, а на двух этажах 100 пролетов, украшенных скульптурой. Сам Колизей был построен из туфа, облицован травертином, а скульптуры были сделаны из мрамора. Простые строительные материалы сочетались с таким материалом, как мрамор, и эффект скульптуры подчеркивался.

В эпоху ренессанса употреблялся мрамор в сочетании с бронзой. Готика работала в однородном камне. В XVIII XIX вв. употребляли разнообразный ассортимент материалов, начиная от гипса и золоченого дерева и кончая бронзой и полудрагоценными камнями.

Теперь о технических и пластических свойствах скульптурных материалов. Следует начать с мягких материалов, которые нужны для выполнения. Это воск, пластилин, глина, Лучшим из них надо признать натуральный воск, соответственно приготовленный. Имеется сейчас и искусственный воск, но над ним надо поработать, чтобы сделать хороший пластический материал. Глина — прекрасный материал по своим пластическим свойствам, но всем известно, что на каркасе глина трескается, а нам чрезвычайно важно найти такой материал, который можно показывать, просматривать, не переводя его в гипс. Да и самый гипс должен быть высокого качества, чего нельзя сказать о гипсе, имеющемся сейчас в производстве.

Из твердых материалов хорошим скульптурным материалом является гранит. Не нужно, однако, преувеличивать долговечность гранита, потому что он, как известно, составлен из отдельных минералов, достаточно твердых, по все же распадающихся.

Прекрасным скульптурным материалом является также мрамор. Он обладает таким, например, свойством, что дает прозрачную тень. Он частично поглощает тень, которая иначе искажала бы скульптурные формы. Это единственный материал, который обладает таким качеством.

Затем надо отметить такие материалы, как известняки. Они обладают меньшей твердостью и полируются, а скорость выполнения из них скульптур гораздо большая.

Материалами для скульптур, которые входят по внутреннее убранство всего Дворца Сонетов, будут служить малахит, лазурит и др. Из металлов, которые, очевидно, будут использованы во Дворце, нужно обратить внимание на новые сплавы, которые помогут разрешить задачу создания исключительно больших скульптур.

Недавно в газете «Известия» была небольшая заметка о «чудесном металле». Речь идет о сплаве бериллия с кинелью, который дает твердость в три раза большую, чем нержавеющая сталь.

Наши природные богатства позволяют нам широко использовать для внутреннего оформления и дерево. Я думаю, что Дворец Советов в своем скульптурном оформлении продемонстрирует все природные богатства нашей страны.

В оформление Дворца Советов, конечно, должна пойти и керамика. Из новых материалов небезынтересно указать на стекло. В Америке уже начинают делать здания из стеклянных кирпичей.

Пластмассы тоже открывают совершенно новую эру. Я думаю, что нужно поставить вопрос об использовании пластмассы для скульптуры Дворца Советов.