Карта сайта

Архитектура дворца советов - (часть 38 - Проф. И. М. ЧЕРНЫШЕВ (Москва))

Проф. И. М. ЧЕРНЫШЕВ (Москва)

При выборе того или другого способа монументальной живописи следует отдавать предпочтение тем способам, которые обеспечивают высокое художественное качество росписей, их безусловную долговечность, соответствие стройматериалам Дворца Советов и его акустическим требованиям, сравнительную быстроту выполнения работы и достаточную доступность и смысле возможности быстрого овладения техникой этих способов советскими художниками.

При оформлении фасадов основное требование, предъявляемое к тому или иному способу, это стойкость живописи по отношению к атмосферным воздействиям.

Мозаика, фреска, темпера, энкаустика — все эти способы имеют за собой тысячелетнюю давность и не утратили в то же время своей ценности до наших дней. XV в. дает такие способы, как сграффито (с довольно узким назначением декорирования фасадов) и масляную живопись, к XIX столетию почти вытеснившую все другие технические способы. Росписи лучших мастеров второй половины XIX в., как, например, роспись храма Христа (в которой участвовали Репин и Суриков), а также росписи В. Васнецова, Нестерова, Врубеля, выполнены в масляной живописи.

Фреска, наравне с мозаикой, принадлежит к древнейшим способам стенописи. Наиболее древние фрагменты, дошедшие до нас, восходят ко второму тысячелетию до нашей эры.

Отсюда видно, что утверждения о прочности фрески не голословны. Прочность фрески обуславливается главным образом совершенным использованием извести и умелым приготовлением и обработкой штукатурного слоя.

При этом способе краски, устойчивые к извести, разводятся чистой или же известковой водой и закрепляются не какими-либо клеями, а самой штукатуркой стены, образующей и соприкосновения гидрата кальция (т. е. извести штукатурки) с углекислотой, находящейся в воздухе, тончайшую прозрачную пленочку углекислого кальция, которая и закрепляет живопись.

Качество изготовления штукатурки играет решающую роль как в смысле прочности, так и в смысле удобства процесса фресковой живописи.

Штукатурка должна быть густа и вместе с тем пластична. Она должна быть не только тщательно перемешана, но и хорошо убита в ступе, как тесто. Такая штукатурка дает возможность удлинить срок живописи на ней и допускает любую ее обработку по окончании живописи.

Наряду с корпусными красками в древней фреске применяли и лессировочные жидкие краски, и тем не менее общий характер живописи был далек от акварели.

Возникает вопрос — чем был вызван так называемый акварельный прием новейшего времени? Мне думается, что я буду недалек от истины, если скажу, что это объясняется относительно крупной зернистостью штукатурки. Корпусная краска неизбежно задерживалась бы на поверхности выступающих песчинок, оставляя непокрытые промежутки (белые точки), тогда как абсолютно жидкая краска, наподобие акварели, легко заливает все промежутки и выступы зерен заполнителя (песка или мрамора), создавая впечатление гобелена

Если мы дополним ассортимент фресковых приемов античным способом «стукко-люстро» (живопись по зеркально полированной поверхности), тогда нам будет в полной мере ясен диапазон неисчислимых возможностей фресковой техники.

Стукко-люстро, строго говоря, нужно выделить в самостоятельный прием, выполняемый, как правило, по многослойной штукатурке. После тщательного заглаживания штукатурка покрывается известково-мыльным раствором, а затем выглаживается горячим утюжком. Живопись на добавочном связующем выполняется по сырой штукатурке и также заглаживается. Мне кажется, здесь и были заложены принципы казеиново-известковой живописи

Фреска более чем какой-либо другой метод может применяться одновременно с оштукатуриванием здания, т. е. при не вполне выстоявшихся стенах. Быстрота выполнения росписи (при наличии большой подготовительной работы) диктуется самой техникой. Поэтому для Дворца Советов фреска является целесообразнейшим способом живописи.

Не менее популярной становится у нас и мозаика. Я не ошибусь, если скажу, что художники монументалисты мечтают об овладении мозаикой. Но мозаика, рано или поздно, должна был, переведена на рельсы подлинного авторского искусства. Рука мозаичиста-автора это то же, что кисть фрескиста, которую нельзя без ущерба для дела передать художнику, не овладевшему этим видом живописи.

Сграффито — один из надежнейших способов декоративного оформления фасадов — пользуется в Москве значительной популярностью. Старая Россия не знала сграффито. Этот способ освоен в 1925 г. монументальным отделением Московского ВХУТЕИНа.

Слово сграффито итальянского происхождения. Оно означает царапать, выскребывать. Это ни что иное, как цветная штукатурка, покрытая в сыром состоянии слоем извести и выцарапываемая в известных местах (также по сырому слою) для того, чтобы обнажить ниже лежащую окрашенную штукатурку.

Сграффито, как и фреска, имеет множество различных приемов, от самого простейшего до сложного. Но не всегда сложность и высокая стоимость способствуют художественному качеству росписей, выполняемых одним способом.

Греческое слово энкаустика означает сжигание. Энкаустика — способ живописи красками, смешанными в известной пропорции с растопленным пчелиным воском, иногда с прибавлением смолы и масла. Энкаустика насчитывает несколько различных приемов. Наиболее распространенными из них являются: 1) горячий способ, когда краски разогреваются на огне, причем подогревается также доска или участок стены и работа производится кистью; 2)холодный способ, когда та же краска, подогретая на огне, разбавляется летучими маслами или скипидаром, так что становится возможным работать кистью без дальнейшего подогревания и 3) наконец, такой способ, когда воск при помощи извести или аммиака приобретает свойство растворяться в воде (так называемый омыленный воск).

Думаю, что нет надобности останавливаться на столь широко применяемом в росписях способе темперы (роспись Казанского вокзала, Большой Московской гостиницы и др.).

Под темперой в широком смысле слова подразумевается связующее краски вещество, как, например, яйцо, казеин, различные животные и растительные клеи в соединении с маслом или в чистом виде.

В последнее время стала широко применяться и кеймовская силикатная живопись, использование которой на наших материалах и в наших условиях необходимо тщательно изучить.

Этот способ был изобретен во второй половине XIX столетия на основе открытого химиком Фуксом растворимого стекла. Растворимое стекло получается сплавлением чистого кварцевого песка с содой или поташом. В первом случае получается натровое жидкое стекло, во втором — калиевое.

В кеймовском способе живопись ведется по-сухому одновременно по всей поверхности. Этот способ значительно проще фрески и, кроме того, обеспечивает необходимую прочность не только для внутренних, но и для наружных росписей. Подытоживая сказанное, мы можем констатировать, что требованиям строительства Дворца Советов вполне отвечают: мозаика, фреска во всех разновидностях, темпера, энкаустика, сграффито и кеймовская силикатная живопись. При этом мозаику, фреску, темперу и сграффито можно считать вполне освоенными и при соблюдении соответствующих условий обеспечивающими долговечность росписи.

Что же касается энкаустики и стукко-люстро, то над этими в высшей степени эффектными способами нужно в оставшиеся сроки продолжать усиленно экспериментировать, так как они обещают блестящие результаты. Немедленно должна быть также начата экспериментальная работа по применению силикатной живописи на советских материалах и в советских условиях.

При применении масляной живописи в условиях срочности работы и вследствие этого неизбежной сырости стен должна быть предусмотрена соответствующая изоляция, т. е. устроена тонкая стена с воздушной прослойкой сетки Рабитца. Это в одинаковой степени касается темперы и энкаустики, также требующих полной просушки стены.

Говоря о технике монументальной живописи, мы должны помнить, что огромное значение имеет вопрос обеспечения ее соответствующей материальной базой. Заготовка извести, красок, холста и других материалов должна быть начата незамедлительно и в значительных масштабах.

В последнее время в ряде научно-исследовательских учреждений Советского Союза в большей или меньшей степени ставится работа по технологии стенописи.

Нужно использовать оставшееся до росписи Дворца Советов время для систематического экспериментирования в этой области и для широкого ознакомления с техникой монументальной живописи художников, которые будут участвовать в росписи Дворца Советов.