Карта сайта

Архитектура дворца советов - (часть 36 - Проф. Б. И. КОМПАНЕЙСКИЙ (Всероссийская Академия художеств, Ленинград))

Проф. Б. И. КОМПАНЕЙСКИЙ (Всероссийская Академия художеств, Ленинград)

Проблема восприятия цвета и формы на расстоянии является предметом комплексного изучения двух учреждений: Государственного института мозга им. Бехтерева и Всероссийской академии художеств.

В настоящее время, в результате этой работы, уже можно сделать ряд весьма важных выводов. Прежде всего, установлено, что изменение цвета на расстоянии обусловлено (в основном) не толщиною слоя воздуха между зрителем и воспринимаемою поверхностью, а той угловой величиной, под которой воспринимается данный цвет. Так, например, если приблизить картину к зрителю на расстояние в десять раз меньшее, чем данное расстояние, и вместе с тем уменьшить величину картины также в десять раз, то воспринимаемая цветовая система не изменится по цвету.

Наряду с этим, удалось установить, что цвета, воспринимаемые под малым углом зрения, изменяются в зависимости от фона, на котором они находятся, причем это изменение нередки бывает антагонистично влиянию закона одновременного контраста. Изменения в цветовом тоне возникают не только на цветных, но и на белом и черном фоне.

Законы пространственного смешения цветов, возникающие при восприятии цветных пятен (на определенном фоне) па расстоянии, не соответствуют законам пространственного смешения цветов, установленных Ньютоном, так как смешиваются не объективно данные цвета, а цвета, изменившиеся на расстоянии под влиянием соответствующего фона. Например, при оптическом смешении оранжевых и зеленых пятен на белом фоне смешиваются не зелени и красные, а зелено-голубые и красно-оранжевые пятна. А так как холодные тона (как показали наши эксперименты) теряют па расстоянии свою насыщенность в большей степени, чьи теплые тона, то сочетание, например, зеленых и оранжевых пятен с преобладанием зеленых тонов на расстоянии могут дать оранжево-розовый тон, вместо желто-зеленого, который должен возникнуть по закону смешения цветов Ньютона. Потому цветовые системы на расстоянии воспринимаются иначе, чем они воспринимаются вблизи. Из наших экспериментов следует, что каждый цвет на цветном и даже на белом и черном фоне изменяется (на расстоянии) по-своему. Одни цвета, вопреки закону контраста, сближаются с цветом фона, другие от него отталкиваются и, наконец, третьи остаются неизменными.

Изображая несколько отличных друг от друга два небольших красных пятна (па белом фоне), художник должен (в монументальной живописи) писать пурпуровые и оранжево-красные пятна, так как (на расстоянии) оба эти цвета сближаются друг с другом.

Выводы из анализа памятников искусства, произведенные методом зарисовок во Всероссийской академии художеств, вполне подтвердили выводы из исследований над абстрактно взятыми цветами, воспринимаемыми на различных фонах.

При анализе, например, изразцов Ярославского собора (XVII в.) оказалось, что их цвет и форма значительно изменяются на расстоянии, причем воспринимаемая на расстоянии форма изменяется к худшему, делаясь неприятной, нехудожественной. Те же результаты были получены при анализе изразцов XIX в. В этом случае синие тона воспринимались, как темно-красные, а форма изменялась до полной ее неузнаваемости. Зарисовки главного и малого порталов ленинградской мечети дали те же результаты. На фоне этих отрицательных примеров представляет исключительный интерес то обстоятельство, что когда нами были взяты для анализа иранские изразцы, то оказалось, что они вовсе не изменяются на расстоянии. Следовательно, старые мастера Востока знали закономерности, которые позже были утеряны.

Не меньший интерес представляет и то обстоятельство, что наряду с описанными нами методами применялся также и другой, когда художники создавали стойкие, не изменяющиеся на расстоянии цветовые системы. К таким системам относятся мозаики Равенны, русская иконопись, иранские изразцы и т. д. Разумеется, обе цветовые системы имеют одинаковое право па существование, причем каждая из этих систем исходит из специфических, ей свойственных принципов построения.

Изменение формы на расстоянии обусловлено (в основном) иррадиацией световых частей цветовых систем, зависящей в свою очередь от кругов светорассеяния. Поэтому на расстоянии все темные части цветовых систем кажутся (большей частью) значительно меньшими, чем светлые части. Кроме того, на расстоянии, вследствие той же причины, цветовые системы кажутся «размытыми», воспринимаемыми как бы через нефокусированную линзу.

Если смотреть на станковую живопись на большом расстоянии, то она выглядит «размытой», неясной и теряет свою выразительность.

Монументальная живопись должна строиться так, чтобы на расстоянии, при восприятии ее размытой, она оказалась такой же, какой воспринимаются станковые картины на относительно близких расстояниях.

Если артист выходит на сцену незагримированным, то на расстоянии его лицо превращается в белое пятно. Чтобы этого не случилось, артисты гримируются.

Более тысячи лет назад гениальные мастера мозаичисты умели так «гримировать» лица, что на расстоянии воспринимался реалистически выполненный портрет, вновь приобретая жизнь, пластику, моделировку, экспрессию и динамику. Голова Петра в равеннской мозаике, воспринимаемая издали, создает незабываемый реалистический образ. Вблизи все линии рисунка кажутся условными.

Артист гримируется, чтобы создать издали реалистический художественный образ. Монументальная живопись и орнаментика обладают своими приемами, пользуясь которыми мастер также создает на расстоянии реалистический художественный образ.

Наука о восприятии цвета и формы должна вскрыть и объяснить процесс восприятия памятников монументальной живописи и цветной орнаментики.

Результатом этой научной работы может быть открытие принципов построения формы в монументальной живописи и цветной орнаментике, тех принципов, которые (эмпирически) были известны более тысячи лет назад, но которые утеряны в настоящее время.

Научными работами Академии художеств и Государственного института мозга им. Бехтерева установлен закон изменения цвета на расстоянии (на различных фонах, в том числе на белом и на черном фоне). Этот закон позволяет установить принцип построения цветовых систем, применяющихся в прошлом, и использовать их в современном монументальном искусстве.

Закон изменения цвета на расстоянии позволяет предсказать, как должна быть изменена данная цветовая система, чтобы она выглядела на расстоянии так же, как неизмененная цветовая система, рассматриваемая на близком расстоянии.

В настоящее время по заданию Управления строительства Дворца Советов Всероссийская академия художеств совместно с Государственным институтом мозга им. Бехтерева продолжают начатую работу.

Институт мозга разрабатывает формы изменения цветов, воспринимаемых на цветных и ахроматических фонах на различных расстояниях и устанавливает (также на различных расстояниях) условия пространственного смешения цветов, а Всероссийская академия художеств анализирует с указанной точки зрения памятники монументальной живописи, начиная с античного мира и кончая современностью, и изыскивает методы корректирования эскизов, предназначающихся для монументальной живописи.

В результате этих работ обоими учреждениями будут созданы (в помощь художникам-монументалистам) четыре больших атласа, в которых па конкретном материале будут продемонстрированы найденные закономерности.