Карта сайта

Архитектура дворца советов - (часть 30 - Н. А. МИЛЮТИН (Начальник художественной части строительства Дворца Советов))

Н. А. МИЛЮТИН (Начальник художественной части строительства Дворца Советов)

Сейчас, на самом начальном этапе нашей работы по отысканию целостного систематического решения Дворца Сонетов, можно говорить только о первом опыте, о первом приближении, о некоторой организующей схеме, которая будет нуждаться еще в весьма и весьма значительной доработке.

Великое идеологическое содержание, которое вложено в основную тему Дворца Советов, требует и от его художественного решения глубочайшего идейного содержания во всем. Художественные образы Дворца Советов должны мобилизовать нашу волю на беззаветное выполнение заветов Ленина, на безграничную преданность партии, преданность вождям пролетариата, которые ведут пас по пути борьбы с угнетением и невежеством, по пути к коммунистическому обществу.

Прежде чем говорить о художественном решении фасадов Дворца Советов, надо представить себе картину подходов к нему. Постановлением СНК СССР установлено, что перед Дворцом Советов должны быть поставлены памятники мировым основоположникам социализма и коммунизма — Сен-Симону, Фурье, Чернышевскому и другим. Думается, что таких памятников будет десять-двенадцать.

Перед выступающими частями главного входа будут поставлены памятники К. Марксу и Ф. Энгельсу.

Взгляд идущего во Дворец Советов от этих памятников будет переходить к главному входу. Главный вход украшен шестью пилонами. Автор архитектурного проекта предлагает на этих пилонах поместить шесть пунктов клятвы товарища Сталина на II съезде Советов. Пилоны, венчающие вход в зал Сталинской Конституции, тем самым будут как бы подчеркивать мысль, что свято выполняемая клятва вождя пародов товарища Сталина привела к победе, выраженной в самой демократической конституции в мире — в Сталинской Конституции.

Фризы главного входа трактуются, как гербовая часть. На этих фризах намечено поместить 11 гербов наших союзных республик. Гербы предполагается объединить барельефом, который должен трактовать тему: «Братское содружество и равноправие пародов СССР».

На пилонах главного входа будут помешены две скульптурные группы. Первая — на тему «Героика гражданской войны», вторая — «Героика строительства социализма».

Венчающая Дворец Советов скульптура В. И. Ленина дается в окружении восьми групп, размещаемых на пилонах высотной части здания. Эти группы будут выражать идею интернационализма. Их тема: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Эта тема будет здесь говорить нам о том, что В. И. Ленин в центре споен жизни и своей борьбы ставил борьбу за коммунистический интернационал. Эта борьба завершилась созданием III Коммунистического Интернационала, который борется за власть трудящихся, за диктатуру пролетариата, за уничтожение эксплоатации человека человеком во всем мире.

Фризы боковых фасадов должны развивать тему скульптуры главного входа. Поэтому фризу, расположенному на фасаде со стороны Москва-реки, было бы правильно дать тему «Вооруженная борьба пролетариата», а фризу, расположенному со стороны Волхонки, тему «Социалистический труд».

Фризы Малого зала, где будут происходить заседания Верховного Совета, правильнее всего будет посвятить теме «Сталинская дружба народов СССР». Но в интерьерах тема должна быть развита и выражена другими средствами и с учетом последовательного, а не одновременного ознакомления с ней. Поэтому в интерьерах надо обеспечить логическое последовательное развертывание всей тематики. Центральная идея Дворца Советов должна совпасть с центральной композиционной точкой всего сооружения. Этой точкой является Большой зал, где дается скульптура «Ленин ведет народ к коммунизму». Этот зал нужно назвать Ленинским залом. Кольцевой кулуар этого зала, где будет большое панно, надо трактовать темой «Торжество народов СССР». Таким образом, в Ленинском зале будет завязываться вся тематическая композиция интерьеров. Вместе с тем, он является и завершающим аккордом всей композиции интерьеров.

Затем, как уже говорилось, все движение во Дворец Советов будет происходить по трем самостоятельным потокам. Поток зрителей, идущих во Дворец Советов со стороны главного фасада, попадает прежде всего в распределительный вестибюль. Мне думается, что здесь было бы правильным показать картины революционного движения народов СССР.

Следующее помещение — это вестибюль-фойе, которое расположено под залом Сталинской Конституции. Правильнее всего эту связь вестибюля-фойе с залом Сталинской Конституции выразить темой «Диктатура пролетариата».

Выше зала Сталинской Конституции лежит зал правительственных приемов. Этому залу правильнее всего дать тему «Цветущая страна социализма». Таким образом, у зрителя все время будет нарастающее настроение. Тут, конечно, обязательно и нарастание световой гаммы и богатства архитектурных форм, отделки и пр.

По потоку со стороны Москва-реки правильнее всего будет ориентироваться на центральное фойе этого потока, тема которого «Героика гражданской войны». Под этим залом лежит фойе-вестибюль, которое надо тематически связать с этой генеральной темой.

Что касается группы помещений со стороны ул. Коминтерна, то главному фойе этой группы правительство дало тему «Героика строительства социализма». Поэтому для лежащего под этим залом вестибюля-фойе мы намечаем тему «Первые субботники», а для верхнего фойе, лежащего на отметке зала правительственных приемов, тему «Радостный труд коммуны».

Ресторанам и буфетам мы полагали бы дать общую тему «Изобилие социализма».

На остальных помещениях я думаю не останавливаться. Мне хотелось бы лишь подчеркнуть, что нам придется еще немало поработать над решением тематики Дворца Советом. Но тем не менее единая схема тематической композиции нам сейчас абсолютно необходима для дальнейшей работы. Поэтому нам хотелось бы выслушать от участников пленума их критические замечания и предложения по вопросам тематической композиции.