Карта сайта

Архитектура дворца советов - (часть 23 - Два боковых фойе выходят ...)

Два боковых фойе выходят на сторону Москва-реки и Волхонки. Размер их — 52х20 м, высота — 16,5 м. Они имеют прямоугольную форму и отделяются от окон рядом стоящих пилонов. Тематика этих зал также утверждена Советом строительства. Залы посвящены Героике гражданской войны и Героике социалистического строительства. Различная тематика этих зал обязывает и к разным по своим архитектурным деталям и цветовой гамме решениям.

В архитектуре интерьеров этих зал видное место займет орнаментика. Стены и пилоны зал облицовываются мрамором светлых тонов, полы будут выложены из мраморных плит, на стенах — живописные панно. В этих залах главным выразителем темы является живопись. Будучи основным средством, решающим тематику зала, она входит в то же время в интерьер как один из элементов его обработки.

Залы для приемов со всем комплексом окружающих их помещений имеют специальные входы, выделенные от общих потоков в Большой зал.

Большой зал для приемов, предназначенный также для банкетов, имеет в длину 122 м при ширине в 20 м. Такая длина зала создаст, конечно, известные трудности в его архитектурном решении. Этот зал должен иметь характер торжественный и монументальный. Тема его окончательно еще не выявлена. Существует предположение посвятить его или нашим героям, или теме — Цветущая страна социализма.

В комплекс Малого зала входит сам Малый зал, рассчитанный на 6 тыс. чел., обслуживающие помещения, фойе, помещения для дипломатического корпуса, два зала для палат Верховного Совета (каждый на 1200 чел.), обслуживающие эти залы кулуары и фойе, помещение для президиума Верховного Совета и для прессы, а также помещения технического и хозяйственного назначения.

Весь комплекс помещений Малого зала может функционировать совершенно самостоятельно, имея обособленные входы и обслуживающие его помещения. Связь с Большим залом осуществляется только через помещения президиума, которые являются смежными с помещениями президиума Большого зала.

Комплекс Малого зала, будучи подчиненным основному объему Дворца, все же играет большую роль в наружном его облике.

Форма Малого зала в виде полукруга, обусловленная требованиям» фасада, имеет оправдание и с чисто функциональной точки зрения. Действительно, какая иная форма может подойти к грандиозному залу на 6000 чел. при решении мест амфитеатром и неглубокой эстраде, дающей хорошую видимость для боковых мест. Малый зал предназначается для заседаний и докладов, в нем будут происходить объединенные заседания Верховного Совета, а также осуществляться театрализованные постановки.

Малый зал предполагается посвятить республикам Советского Союза и в тематике помещений, окружающих его, следует этим руководствоваться. В отношении Малого зала имеется много вариантов: его решения и проекты его интерьера много раз рассматривались в Совете строительства. Это зал с верхним светом, с колоннадой, идущей по полукругу, облицованный светлым мрамором. Эстрада, являющаяся местом для президиума, решается в монументальных формах. Ее архитектура должна быть композиционным центром зала. По бокам ее предполагается поместить скульптурные группы, изображающие счастливые народы СССР.

В связи со сроками строительства работа над интерьерами должна быть в самое ближайшее время развернута полным ходом.

Обзор выполненных работ по основным интерьерам Дворца Советов и выставка, демонстрирующая результаты этих работ, показывают, что направление, принятое при разработке внутренних помещений, должно способствовать полному раскрытию основной идеи этого сооружения, как памятника В. И. Ленину и как монумента сталинской эпохи, монумента построения социалистического общества.

В то же время ознакомление с выполненными работами свидетельствует и о том, что для развития и завершения этих работ потребуется еще много труда и настойчивости всего коллектива, в который должны войти работники всех видов искусства.

Сейчас проектная работа во Дворце Советов находится в той стадии, когда вопросы всех видов искусства должны быть вынесены на обсуждение широкой общественности.

Сила искусства в нашей стране победившего социализма заключается в том, что у нас нет места замкнутости отдельного художника, что всякое большое дело становится делом всего народа.

Мы уверены, что под руководством Совета строительства с помощью широкой советской общественности мы доведем работу до конца и выполним задачу, поставленную перед нами партией и правительством.