Карта сайта

Архитектура дворца советов - (часть 22 - Кольцевые кулуары также ...)

Кольцевые кулуары также могут быть использованы для эпизодических показов живых исполнительских кадров или кинопроекций, иллюстрирующих и поясняющих основное сценическое действие.

Под среднезальной ареной, вокруг шахт центрального подъемника, располагается обширный трюм с кольцевым конвейером, на котором размещаются восемь площадок со стационарными и временными установками. К числу стационарных установок относятся: театральный трюм, водяной резервуар, киноэкраны и т. п. Четыре площадки могут быть по заданию режиссера использованы для организации искусственного ледяного катка, светящегося пола и проч.

Такая система площадок, не нарушая основных требований, предъявляемых к Большому залу, таит в себе комплекс богатых постановочных возможностей для проведения театрально-зрелищной и концертной работы.

В комплекс стилобата входят: три вестибюля, расположенных со стороны главного входа, Москва-реки и Волхонки, гардероб, три вестюбиля-фойе, главное фойе, два боковых фойе с аванзалами, залы приема, а также пункты питания и ряд помещений технического назначения. Таким образом, почти все помещения этого комплекса окружают Большой зал и подводят к нему. Тема Большого зала диктует как тематику этих помещений, так и ее последовательное развитие и непрерывное нарастание по мере приближения к Большому залу. Грандиозные размеры Большого зала, простая и величественная его архитектура, являются как бы последним аккордом, разрешающим постепенно нарастающую тему.

Некоторые из перечисленных помещений могут рассматриваться и самостоятельно. К таким помещениям следует отнести главным образом зал Конституции и два боковых фойе. Движение масс в Большой зал идет по трем самостоятельным потокам, а именно: со стороны главного фасада, обращенного к Кремлю, со стороны Москва-реки и со стороны Волхонки. В ряде помещений, расположенных между входом и залом, необходимо провести постепенное развитие и нарастание тематики, приводящей к грандиозному залу народных собраний.

Последовательность помещений такова: сперва идут распределительные вестибюли и гардеробы, а затем — проходные вестибюли-фойе, через которые зрители направляются в нижние отметки амфитеатра зала и, проходя через кулуары или поднявшись по эскалаторам, попадают в главные фойе Большого зала.

Распределительные вестибюли и гардеробы имеют высоту всего в 7 м. Эти интерьеры по своему характеру должны быть близки к наружной архитектуре, чтобы не создавать резкого перехода и подчеркнуть назначение помещений.

Стены этих помещений предполагается облицевать естественным камнем — мрамором, гранитом, применяя сталь и бронзу как элемент обработки. Пропорции и членения архитектуры, решение света в этих интерьерах должны способствовать ощущению простора и высоты.

Следующие за ними вестибюли и фойе - первые парадные помещения, вводящие нас во Дворец.

Вестибюль-фойе, расположенный при входе с главного фасада, подводит к главному фойе-залу Сталинской Конституции. Тематическую связь с этим залом предполагается осуществить, развив в нем ленинскую идею союза рабочих и крестьян. В последнем варианте этот интерьер решается как зал удлиненной формы с двумя рядами пилонов, облицованных мрамором богатых пород, в пролетах между которыми поставлены скульптуры, раскрывающие в живых образах принятую тему. Вертикальные членения архитектурной обработки должны создавать иллюзию высокого помещения. Эту же цель преследует и решение потолка, который запроектирован с верхним искусственным светом почти по всей его площади.

С двух противоположных сторон вестибюля к нему примыкают эскалаторы, являющиеся средством сообщения с главным фойе. Во Дворце Советов для сообщения с верхними отметками зала служат исключительно эскалаторы, лестницы же носят подсобный характер. Перед проектировщиками стоит серьезнейшая задача архитектурной обработки этого вида транспорта, увязав ее с архитектурой помещений Дворца Советов. В то же время сама форма такого современного вида транспорта дает в руки проектировщика элементы, которые наталкивают его на поиски новых форм архитектуры интерьера.

Фойе, являющееся залом Сталинской Конституции, выходит на фасад Дворца. Вход в него осуществляется через открытую, богато оформленную галлерею. Размеры его — 75х26 м, высота — 17 м. Фоне имеет прямоугольную форму с двумя рядами мощных пилонов и освещается окнами, выходящими на главный фасад. Фойе оформляется на тему Сталинской Конституции.

Соответственно этому и отделывается зал; пилоны облицованы мрамором золотистого цвета; применяется металл, хрусталь; на торцевых стенах размещены выдержки из текста Конституции, пол выложен мраморными плитами. Пилоны должны быть решены таким образом, чтобы порпорцией и членениями достигнуть мощности, добиваясь этого не тяжестью, а динамичностью, устремлением ввысь и чеканностью формы.

На одной из стен зала дается мозаичное панно, изображающее народ, приветствующий творца Конституции — товарища Сталина.

Композиция мозаичного панно, помещенного за рядом пилонов, должна быть построена таким образом, чтобы его можно было рассматривать постепенно, проходя вдоль зала, так как план этого зала не дает возможности окинуть взглядом все сразу.

Места для сидения запроектированы в виде монументальной формы диванов, связанных с архитектурной формой пилонов. Эскизный проект этого фойе был рассмотрен Советом строительства и в основе своей был принят. Конечно, над окончательным архитектурным решением этого фойе должна быть еще проведена большая работа. Во всяком случае, сама тема этого зала дает уверенность, что он при целеустремленном подходе к его архитектуре будет решен в соответствии с богатой и светлой идеей, насыщающей этот зал.