Карта сайта

Архитектура дворца советов - (часть 19 - АРХИТЕКТУРА ИНТЕРЬЕРОВ)

АРХИТЕКТУРА ИНТЕРЬЕРОВ

Доклад проф. В. Г. ГЕЛЬФРЕЙХА

Дворец Советов — памятник великому Ленину, монумент сталинской эпохи, призванный отразить победы социализма в нашей стране и борьбу советского народа за построение коммунистического общества. В отличие от всех дворцовых монументальных сооружений прошлого, наш Дворец прежде всего — Дворец народа.

Это огромное, мировое значение Дворца Советов, его социалистическое содержание требуют от архитектуры Дворца большой идейной выразительности, принципиальности и целеустремленности, исключительного художественного и технического совершенства. Архитектура интерьеров должна прежде всего соответствовать назначению помещений и создавать образы, трактующие тематику языком социалистического реализма.

В архитектуре интерьеров Дворца Советов не должно быть мишурности и напыщенности. Вместе с тем, при всей своей простоте и сдержанности интерьеры должны быть радостными, монументальными, выразительными и богатыми в обработке, отражая мощь и богатство Советского Союза.

Архитектура интерьеров должна быть созвучна наружной архитектуре Дворца, отвечая в то же время всем требованиям самой природы внутренних помещений (большая теплота обработки, специфичность облицовочных материалов, богатство цвета и т. д.).

В архитектуре интерьеров должны быть использованы все особенности принятых проектом конструктивных решений. Изобразительные искусства — скульптура и живопись, — призванные показать исторические события эпохи построения социализма, показать людей, строящих коммунистическое общество, должны входить в интерьер, как его неотъемлемая часть.

В процессе работы над проектом Дворца уже выявились основные решения главных объектов интерьера (Большой зал, Малый зал, главные и боковые фойе и т. д.). Выявлены также темы главных помещений, являющиеся отправной точкой для дальнейшей работы над развитием тематики. Так, Большой зал предполагается оформить, как Зал народов, Малый зал — как зал Республик Союза, главное фойе — как зал Сталинской Конституции и два боковых фойе — как залы Героики гражданской войны и Героики строительства социализма.

Останавливаясь на основных принципах, положенных в основу проектирования интерьеров, необходимо прежде всего отметить то обстоятельство, что при подходе к зданию снаружи человек охватывает всю архитектуру сооружения полностью и получает цельное, законченное впечатление от идеи сооружения, восприятие же архитектуры интерьеров получается при проходе через целый ряд помещений, которые должны раскрывать постепенно идею сооружения.

При переходе из помещения в помещение Дворца по вертикали посредством эскалаторов и подъемников необходимо учесть, чтобы обработка помещений транспортных устройств находилась бы в соответствии с характером архитектуры интерьеров. Также надлежит избегать резкого контраста при входе в здание, могущего создать неблагоприятное впечатление. Необходимо найти такие архитектурные формы, которые бы исключили возможность возникновения ощущения заниженности помещений. Этого можно достигнуть средствами самой архитектуры, а также светом и расцветкой.

Ввиду того, что принятая конструкция Дворца Советов представляет собой стальную каркасную систему, элементы которой имеются в помещениях, необходимо, чтобы эти элементы получили свое отражение в архитектурных формах, которые применяются в интерьерах. Так, при облицовке стен естественным камнем (что во Дворце Советов будет иметь большое применение) следует откровенно выявить природу облицовки, категорически исключая ложную трактовку каменной кладки.

Учитывая, что стальные конструкции допускают большие пролеты между несущими столбами, следует использовать эти новые возможности в архитектурном решении, отказавшись от подражания образцам архитектуры прошлого, возникшим на основе применения совершенно других материалов (камень, кирпич, деревянные балки) в перекрытии и другого уровня развития техники.

Широкое место в обработке интерьеров должны получить новые облицовочные материалы, которые сами подскажут и новые формы архитектуры.

Сильным оружием в руках архитектора при обработке интерьера является также цвет, который дает возможность придавать помещению определенный характер — парадность — и подчеркивает нужные элементы интерьера.

Ввиду специфичности многих помещений Дворца Советов, освещаемых только искусственным светом, исключительное значение приобретает проблема использования света. Приемы искусственного освещения (открытый и отраженный свет) диктуются замыслом интерьера и должны быть отражены в его архитектуре (формы плафона и пр.). Осветительная арматура является весьма ответственным элементом в интерьере Дворца.

В условиях Дворца Советов, при наличии колоссального объема помещений, требования акустики зачастую диктуют применение для облицовки помещений специальных акустических материалов, а также влияют на формообразование перекрытий и стен.