Карта сайта

Архитектура дворца советов - (часть 15 - Само собой понятно ... )

Само собой понятно, что в сотрудничестве искусств во Дворце Советов необходимо сочетать лучшие кадры старого и нового поколений мастеров.

Богатый опыт заслуженных мастеров, помноженный на творческий энтузиазм молодежи, даст новое качество, новые возможности для небывалого расцвета советского искусства. Опыт нашей мастерской Дворца Советов, где около 80% — это наши молодые кадры, необходимо распространить и на коллективы живописцев и скульпторов, которым предстоит громадная работа.

К работе над интерьерами Дворца Советов надо привлечь и лучших мастеров народного творчества. Последние особенно будут иметь значение при нахождении стиля нашего орнаментального искусства и прикладных искусств, которые будут иметь широкое применение в убранстве Дворца Советов и в обработке его помещений.

Большую роль призваны сыграть здесь наши творческие союзы. На них лежит почетная обязанность мобилизовать нашу художественную общественность и сконцентрировать ее внимание и творческий энтузиазм на строительстве Дворца Советов.

Дворец Советов является грандиозной лабораторией, в которой ищутся новые пути архитектуры, пути, которые должны нас привести к новому стилю — советскому стилю в архитектуре. Это накладывает на наш коллектив и на коллективы, участвующие в работе мастеров скульптуры и живописи, громадные обязанности.

Это требует от каждого участника этого великого дела большевистской принципиальности в творческой работе.

Мы не можем и не должны в наших исканиях идти на легкие, иногда эффектные, но недолговечные в искусстве, успехи, если даже эти успехи базируются на копировании высоких произведений других эпох, а не являются критической, творческой переработкой их.

Хочу привести, в связи со сказанным, часть речи товарища Сталина, произнесенной в Кремле на приеме работников высшей школы (17 мая 1938 г.). Провозглашая тост за науку, товарищ Сталин сказал:

«За процветание науки, той науки, люди которой понимая силу и значение установившихся в науке традиций и, умело используя их в интересах науки, все же не хотят быть рабами этих традиций которая имеет смелость, решимость ломать старые традиции, нормы, установки, когда они становятся устарелыми, когда они превращаются в тормоз для движения вперед, и которая умеет создавать новые традиции, новые нормы, новые установки».

Эти слова товарища Сталина в области науки также относятся к нам, художникам, и призывают и вдохновляют нас искать наш советский стиль в архитектуре, живописи, скульптуре. Они вселяют уверенность в том, что мы найдем этот новый замечательный стиль, отображающий нашу эпоху — социалистический реализм в искусстве.

Партия дала нашему коллективу Дворца Советов огромные возможности — искать в архитектуре Дворца пути социалистического реализма. У нас в этом имеются бесспорно достижения. Как я уже говорил, эти достижения есть результат того повседневного руководства, которое мы имеем.

Нам предстоит огромная ответственная работа впереди — углублять наши искания в архитектуре фасадов, развернуть работу над интерьерами, которая только начата.

Другие коллективы архитекторов нашего Союза, которые работают над созданием советской архитектуры, должны использовать наши достижения и в то же время своей критикой помогать коллективу Дворца Советов пойти вперед в исканиях образа величайшего сооружения эпохи.

Дворец Советов представляет собой не только сооружение крупнейших размеров, но сооружение всенародного характера, которое строит вся страна. Сооружение Дворца Советов не может поэтому не сыграть виднейшей роли в развитии всей советской архитектуры. Мы не можем рассматривать творческие проблемы Дворца Советов изолированно от вопроса о творческих путях всей нашей архитектуры в целом. Архитектурные идеи, нашедшие свое выражение в утвержденном проекте Дворца Советов, должны оказать существенное влияние на творческие искания советских архитекторов. Разрешите вкратце высказать по этому поводу несколько соображений.

Архитектура Дворца Советов подчинена, как я уже отмечал, одной цели: всеми художестенными средствами выразить идею сооружения — памятника Ленину. Эта идея проходит через всю композицию, через все детали, эта идея пронизывает собой также и решение внутренних пространств — интерьера. Сочетание этой идейной насыщенности сооружения с максимальной ясностью, правдивостью художественных образов и форм — вот что лежит в основе архитектурного решения Дворца Советов. Этой ясности и правдивости мы старались достичь, применяя в нашем проекте простые, легко доступные восприятию пропорции и членения, единое, четко воспринимаемое движение архитектурных масс и их ритм. Мощная статуя Ленина, завершающая Дворец, наполняет всю композицию огромным идейным содержанием, и это идейное содержание находит свое отражение и подкрепление в скульптурах фасада и в деталях. Четкостью и внутренней правдивостью отмечена и конструктивная структура сооружения. Все это дает нам основание сказать, что наш проект базируется на основах социалистического реализма, как творческого метода советской архитектуры, советского искусства.