Карта сайта

Архитектура дворца советов - (часть 13 - Место президиума является центральным ... )

Место президиума является центральным в композиции Большого зала. Благодаря идее, вложенной в скульптурную группу, благодаря применению синтеза архитектуры и скульптуры, благодаря материалу, который предполагается применить в архитектурной обработке, создается возможность выразить место президиума в художественных образах и подчеркнуть его центральное значение в композиции Большого зала.

Стена кольцевого кулуара, окружающая места зрителей и президиум, обработана панно или гобеленом. Эта обработка, не отвлекая внимания сидящего в зале, в то же самое время дает чувство мягкости и интереса зрителям, находящимся внутри зала. Обработка пилонов Большого зала достигается путем членения их. Это вызвано мощным сечением конструктивных частей пилонов. Эти членения, подчеркивая мощь пилонов, в то же самое время облегчают их, благодаря принятой модулировке, и дают им стремление ввысь.

Громадное значение для решения интерьеров Дворца Советов имеет разработка орнаментальных форм и мотивов. Надо отказаться от примитивного понимания советского орнамента, усвоенного некоторыми нашими художниками, архитекторами и так называемыми «оформителями». Богатство тематики орнамента нельзя сводить к поверхностным и трафаретным «индустриальным мотивам», к различным эмблемам и т.п.

Это крайне схематизирует, сужает изобразительные и декоративные возможности советского орнамента, который должен отражать богатство и многообразие нашей жизни, природные красоты нашей страны, декоративную фантазию и мастерство народов Советского Союза.

Перед художниками, работающими для Дворца Советов, особенно перед мастерами народного искусства, стоит задача разработки новых форм и мотивов орнамента. Механическое перенесение в интерьеры Дворца тех орнаментальных мотивов, которые дают нам кустарные промыслы и наследство декоративного искусства прошлого, не отвечало бы образу и идее Дворца и нарушало бы его стилевую цельность, как единого художественного произведения.

Широко используя народные таланты, привлекая одареннейших мастеров братских республик, мы должны глубоко творчески переработать мотивы национального орнамента, с тем чтобы на этом материале создать новую систему орнаментальных мотивов, проходящую через интерьеры Дворца, через его убранство, предметы обстановки, элементы росписи и т.д. Эти новые орнаментальные мотивы должны быть чужды и натурализму, и абстрактному схематизму, и вычурным модернистским формам.

Орнаментика Дворца Советов должна, вобрав в себя богатство народной фантазии и декоративного мастерства, в то же время сохранить единство стиля и органическую связь с тематикой и архитектурными формами Дворца Советов.

Особую проблему представляет световое решение интерьеров. Искусственный свет в основных помещениях Дворца Советов играет роль важного архитектурно-художественного фактора. Он должен быть строго согласован с тематикой данного зала, с его архитектурными и живописными элементами и с общей композицией интерьера.

Прежде всего, архитекторам, скульпторам, живописцам, работающим во Дворце Советов, надо найти общий язык. Этот общий язык определяется самим характером архитектуры Дворца.

Для того чтобы мастера скульптуры и живописи ближе почувствовали стиль Дворца, направление, принятое в его архитектуре, необходимо постоянное творческое общение с коллективом архитекторов, непосредственно работающим над Дворцом Советов.

В ближайшее время организуется конкурс на скульптуру, живопись и орнамент. Конкурс должен помочь нам выявить силы, заставить мастеров подумать над стилем скульптуры и живописи во Дворце и дать ряд интересных решений композиционных проблем.

Однако проведение конкурса или даже нескольких конкурсов не решает проблему сотрудничества искусств.