Карта сайта

Архитектура дворца советов - (часть 12 - Живопись интерьеров... )

Живопись интерьеров должна трактовать волнующие зрителя героические сюжеты. В этих интерьерах не может быть места натуралистическим композициям, которые неспособны к большому монументальному обобщению и не могут передать идейную глубину и реалистическую жизненность изображаемого.

Решительно отвергая также и всякие формалистические искривления действительности, мы должны требовать от живописи Дворца Советов мощного, подлинно реалистического языка, классической ясности в композиции, рисунке и цвете, глубокого знания жизни в передаче людей, природы, событий.

Основными типами монументальной живописи Дворца Советов должны быть: фреска, монументальное панно, мозаика и в некоторых помещениях расцвеченный барельеф.

Сохраняя богатство цветовых отношений и колорита, монументальная живопись в интерьерах Дворца Советов в то же время не должна быть перегружена цветом, не должна быть чрезмерно полихромной, а должна строго придерживаться определенного цветового единства, соответствующего общему цветовому решению данного зала.

Здесь должны быть полностью использованы богатейшие традиции классической фрески и древнерусской стенной живописи.

Вторая группа — это помещения, где живопись и скульптура являются дополнением к архитектуре, а тему раскрывает прежде всего архитектура. К этой категории надо отнести Большой и Малый залы, где раскрытие темы осуществляется преимущественно средствами архитектуры.

Необходимо с особой силой подчеркнуть, что в уточнении архитектуры Дворца, и, в частности, архитектуры Большого зала, в первую очередь имело значение выявление идейно-политического содержания помещений. Когда перед авторами раскрылась с ясностью тематика Большого зала и трех его окружающих фойе, стало легче выявить характер архитектуры, стало понятно, что Большой зал по своей идее и назначению призван олицетворять социалистическую демократию и быть местом больших народных собраний, съездов и празднеств. Ясно, что средством для решения образа грандиозного объема Большого зала в 1 млн. м3 с его амфитеатром, рассчитанным на 21 тыс. зрителей, является в первую очередь архитектура, служащая фоном для людей, наполняющих зал.

Необходимо было в архитектуре Большого зала, а также в скульптуре и живописи, которая находит там применение, выразить мощь, силу, целеустремленность, пафос в строительстве социализма народов СССР.

Архитектурная композиция Большого зала круглой формы, диаметром в 120 м, с местами, расположенными амфитеатром, подсказала нам решение. Здесь необходимо было в первую очередь выявить амфитеатр на 21 тыс. человек без балконов. Отсутствие балконов дает возможность расположить места зрителей так, чтобы каждый из зрителей чувствовал себя неотделимо от остальной части сидящих в Большом зале. Необходимо было архитектурой подчеркнуть грандиозный объем Большого зала и выявить этот объем как можно сильнее. Этому способствуют 32 мощные колонны, являющиеся основанием высотной части Дворца Советов, а также открытый кулуар, расположенный за этими колоннами и окружающий Большой зал.

Этот кулуар, расширяя объем Большого зала, служит связующим звеном между залом и помещениями, расположенными вокруг него. Кулуар, акустически обработанный, во время продолжительных заседаний дает возможность публике прогуливаться в нем, не покидая зала. Президиум, связанный в единое целое с амфитеатром и несколько возвышенный над амфитеатром для лучшей видимости его, также является открытым. Этим мы хотели с еще большей силой подчеркнуть, что в стране Советов передовые люди являются неотъемлемой частью народа.

Над президиумом возвышается скульптурная группа — «Ленин ведет народы СССР к коммунизму».

Место расположения этой группы выбрано с таким расчетом, чтобы на ней концентрировалось внимание и чтобы она служила идейным и композиционным центром Большого зала.