Карта сайта

Архитектура дворца советов - (часть 10 - Архитектурная форма становится... )

Архитектурная форма становится более выразительной благодаря сочетанию со скульптурой. Скульптура приобретает большую монументальность и силу, будучи связанной с архитектурой. Настенная живопись точно так же обогащает архитектуру и сама внутренне обогащается благодаря архитектуре.

Тесное сотрудничество искусств даст разнообразие и богатство художественных возможностей, силу художественных приемов и обеспечивает создание подлинно монументальных, глубоко идейных художественных образов.

Искания большого монументального искусства в прошлом сплошь и рядом терпели неудачи и заканчивались глубокими творческими кризисами. Эти неудачи были обусловлены внутренней противоречивостью, свойственной даже периодам наиболее высокого расцвета искусств в различные эпохи.

Отсутствие цельного мировоззрения, конфликт художника с окружающей средой часто порождали противоречия между формой и содержанием в художественном творчестве.

Эти внутренние коллизии превращались иногда в трагедию творчества, трагедию искусства. В лучших произведениях Микельанджело мы можем проследить неразрешенные противоречия между формой и содержанием, между художником и окружающей средой.

Цельность мировоззрения и жизненная правдивость творчества, связь этого творчества с народом, отсутствие противоречий между художником и обществом — таковы предпосылки большого искусства, которые даны в нашу эпоху нашей социалистической культурой, свободной от противоречий старого общества.

Сооружение Дворца Советов открывает широчайшие возможности сотрудничеству искусств.

В решении наружного облика Дворца Советов огромное значение имеет скульптура (кроме основной скульптурной фигуры Ленина, — группы на пилонах, барельефы, отдельные скульптурные изображения монументального характера и др.), а в интерьерах Дворца виднейшую роль играет монументальная живопись (фрески, панно, мозаика, гобелен и др.).

Наряду со скульптурой и живописью, в создании интерьеров Дворца Советов участвуют различные виды художественной промышленности (декоративное убранство помещений, предметы обстановки и внутреннего оборудования).

Характер этого сотрудничества определяется изложенными выше принципами, направленными к одной общей цели: наиболее полному раскрытию идеи Дворца Советов средствами всех искусств как в целом, так и во всех отдельных частях и деталях сооружения.

Архитектура фасадов Дворца Советов включает целый ряд скульптурных элементов: памятники предшественникам научного социализма — утопистам — на площади Дворца Советов, памятники Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу перед главным входом, скульптурные группы на пилонах разных ярусов, рельефные фризы главного входа и фризы, опоясывающие здание, и др. Все эти скульптурные элементы фасада органически связаны с общим членением объема здания, подчинены ритму этих членений, а скульптурные группы пилонов играют важнейшую роль в создании общего силуэта Дворца. Больше того, силуэт Дворца немыслим без этих скульптур.

Тематически все скульптурные произведения определяются общей идеей Дворца. Скульптурные группы и монументы, посвященные мировым основоположникам социализма и коммунизма, органически связаны со статуей В. И. Ленина и как бы подготовляют к восприятию этого основного скульптурного образа Дворца Советов.

Во всем внешнем облике Дворца Советов скульптура играет важнейшую роль. Посредством скульптуры в архитектуру Дворца вводятся образы человека, образы людей нашего времени, образы наших учителей и героев. Архитектурная форма приобретает, благодаря сочетанию со скульптурой, новое качество: язык архитектуры становится более образным, более реалистическим, более доступным для восприятия широчайших масс. В этом отношении архитектура Дворца Советов следует за принципами классического зодчества античной Греции, сохраняя в то же время самостоятельность идеи и композиционного решения.

Скульптурные произведения должны быть строго согласованы с архитектурными формами по своим масштабам и пропорциям. Особое внимание следует уделить характеру модулировки скульптурных групп и барельефов, чтобы обеспечить пластическое единство и выразительность всего наружного облика здания.