Карта сайта

Архитектура дворца советов - (часть 9 - Наше отечественное искусство... )

Наше отечественное искусство на протяжении многих веков дало замечательные образцы сотрудничества архитектуры, живописи и скульптуры. Мировое значение имеют такие памятники русского искусства, как фрески XI в, в киевской Софии, как гениальные произведения Андрея Рублева, как росписи в ярославских храмах, в соборе Василия Блаженного. Но и более поздняя русская архитектура эпохи классицизма в XVIII и начале XIX вв. поднимает на огромную высоту идею сотрудничества искусств: здесь часто выступает совместная работа архитекторов и скульпторов.

Богаты памятниками монументального искусства и другие народы нашего Союза. Мировое значение имеет художественное наследство республик Средней Азии, где архитектура органически связана с искусством майолики, где цвет приобретает значение, как сильнейшее средство архитектуры. Глубочайшей внимания заслуживают произведения фресковой живописи Грузин, создавшей подлинные шедевры монументального искусства.

Все эти богатства, которые оставило нам культурное наследство прошлого, должны быть самым тщательным, самым глубоким образом изучены нами.

Владимир Ильич Ленин учил нас: «что нужно взять всю культуру, которую капитализм оставил, и из нее построить социализм. Нужно взять всю науку, технику, все знания, искусство. Без этого мы жизнь коммунистического общества построить не можем» (Ленин).

Воздвигая величайшее сооружение на земле, мы должны быть вооружены, — как этому учил нас Ленин, как этому учит нас Сталин, — всеми лучшими достижениями мировой культуры. Мы должны творчески переработать из этого наследства те образцы, те достижения, которые ближе нам.

Обращаясь к наследству прошлого, мы должны, однако, помнить, что нашей задачей является прежде всего правдивое и глубокое отражение в образах искусства нашей жизни, наших дней, героических тем нашей эпохи.

Изучение наследия прошлого в архитектуре и в других искусствах даст твердую базу для создания развития нашей архитектуры. В наших исканиях архитектуры Дворца Советов мы стараемся творчески использовать лучшие образцы архитектуры, лучшие традиции, накопленные человеческой культурой. Но мы должны помнить, что художественная культура прошлого, даже в период наиболее высокого расцвета искусств у различных народов, не знала такой широкой и прочной основы, как социалистический строй, таких идейных и материальных предпосылок для органического сотрудничества отдельных видов искусств, какими обладает наша социалистическая эпоха.

Основной предпосылкой подлинного сотрудничества искусств является их идейная общность, их совместная работа над великими темами и образами, выдвигаемыми эпохой. Только социалистическая культура может наполнить художественную практику тем богатством и той глубиной идейного содержания, которые необходимы для создания подлинно монументальных произведений искусства.

У нас мировоззрение художника является неотъемлемой частью мировоззрения народа, рабочего класса и его авангарда — коммунистической партии. Это дает художнику ясную целеустремленность и делает его творчество глубоко идейным.

Сотрудничество искусств для нас важно не в силу каких-то формальных интересов, а с целью наиболее полного, всестороннего и реалистического отображения больших идей мощными художественными средствами.

Советская архитектура, работающая над созданием социалистического города, над решением архитектурных ансамблей, открывает широкий простор для подобного сотрудничества. Изобразительное искусство — скульптура и живопись — содействуют наиболее полному и ясному раскрытию идеи архитектурного произведения. В свою очередь архитектура усиливает в живописи и скульптуре начала монументальности художественного образа. В тех случаях, когда сотрудничество искусств осуществляется вокруг определенного архитектурного задания, ведущая, инициативная роль принадлежит архитектуре: архитектура дает не только материальную основу для совместного творчества, но и определяет, в значительной степени, содержание этой совместной работы. Эта роль архитектуры не исключает, а, напротив, предполагает художественное равноправие и равноценность всех трех искусств. Их стремления должны быть направлены к одной и той же цели — наиболее полному раскрытию идеи произведения в ярких и правдивых художественных образах. При этом каждое из искусств не должно терять своих специфических особенностей и качеств, а, напротив, должно обогащать свои возможности и качества благодаря сотрудничеству с другими искусствами.