Карта сайта

Архитектура дворца советов - (часть 8 - Коллектив проектировщиков Дворца Советов... )

Коллектив проектировщиков Дворца Советов стремился к тому, чтобы характер архитектурных форм сооружения и его конструктивная структура, а также вся композиция здания давали ясный, реалистический образ, чуждый как мистическим и символическим мотивам высотных сооружений готического характера, так и небоскребным сооружениям американского типа, подавляющим человека своими абсолютными размерами и лишенным ясной архитектурной идеи и художественной выразительности.

Пропорции, членения, отдельные архитектурные формы и детали Дворца Советов призваны дать впечатление мощи, уверенной силы, сохраняя в то же время оптимистический, радостный характер архитектурного образа, вырастающего из самой нашей жизни, из социалистического гуманизма нашей эпохи.

Этому характеру архитектурного образа соответствует и ясная конструктивная структура здания, основанная на самых прогрессивных методах и новейших материалах современной строительной техники. Бетонные и железобетонные фундаменты, стальной несущий каркас, легкие и прочные заполнения, облицовка прочными естественными породами и новыми декоративными материалами, скульптурная фигура на металлическом каркасе, выполненная из светлого долговечного металла, ставят Дворец Советов в разряд сооружений, созданных по последнему слову строительной техники.

Подробно инженерные проблемы Дворца Советов будут освещены в содокладе автора по инженерной части Г. Б. Красина.

Третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР, принятый XVIII съездом ВКП(б), определил сроки окончания основных строительных работ по Дворцу Советов к концу третьей пятилетки.

В связи с этим, наряду с интенсивным развертыванием работ на строительной площадке, завершением кладки основных фундаментов, подготовкой к монтажу стального каркаса, теперь на очереди стоят вопросы проектирования интерьеров дворца, а также разработка, проектирование и осуществление многообразных произведений скульптуры, живописи и художественной промышленности, органически связанных с интерьером и с внешним обликом Дворца и призванных составлять неразрывное целое с его архитектурой.

В связи с этим перед нами встают важнейшие теоретические и практические проблемы сотрудничества искусств в советской архитектуре.

Проблема сотрудничества искусств имеет важнейшее значение не только для проектирования и сооружения Дворца Советов, но и для всей советской художественной культуры.

Великая героическая эпоха, современниками которой мы являемся, эпоха социализма, требует от искусства больших реалистических образов, образов подлинно монументальных, т. е. способных воплотить великие идеи и воздействовать на многомиллионные массы. Создание этого монументального реалистического искусства возможно лишь при органическом сотрудничестве отдельных отраслей художественного творчества, в первую очередь архитектуры, живописи и скульптуры.

История художественной культуры и человечества знает отдельные блестящие образцы сотрудничества искусств. Так, Восток, Египет, классическое искусство древней Греции дают нам замечательные примеры сотрудничества архитектуры и скульптуры. В ансамбле Акрополя скульптурные изображения, созданные Фидием и другими великими ваятелями, гармонически сочетались с архитектурными формами Пропилеи, Парфенона, храма Ники и других зданий. В Парфеноне скульптурные изображения на тимпане фронтона, а также метопы составляли необходимый элемент архитектурной композиции, внося в архитектурные формы образы человека, образы природы. В Эрехтейоне скульптурные фигуры, так называемые коры, органически входят в самую структуру сооружения, заменяя в одном из его портиков несущие колонны. Искусство античной Греции показывает нам, как архитектура и скульптура взаимно обогащаются, оставаясь в то же время в пределах своих специфических художественных средств и возможностей.

Можно назвать громадное количество выдающихся образцов сотрудничества искусств в различные эпохи истории человечества. Византийское искусство создает замечательные сочетания архитектуры с мозаикой, где мозаичные изображения органически вписаны в архитектуру, составляют вместе с ней единый художественный образ и служат в то же время декоративным целям. Готика показывает нам тип синтеза архитектуры, скульптуры и живописи: в готических соборах скульптура как бы непосредственно вырастает из архитектурных форм, а цветные витражи создают целый ряд живописных и световых эффектов, многократно усиливающих воздействие архитектурных форм. Необыкновенного расцвета достигает монументальная живопись в эпоху Возрождения в Италии, когда лучшие живописцы, в том числе Мазаччо, Гир-ляндайо, Рафаэль, Микельанджело и многие другие создают гениальные фрески, раскрывая в них целый мир художественных образов и увязывая эти образы с архитектурой.