Карта сайта

Архитектура дворца советов - (часть 7 - Таким образом, можно условно... )

Таким образом, можно условно расчленить Дворец Советов на три части, неразрывно связанные друг с другом. Первая часть — это прямоугольное основание для круглой высотной части, круглая высотная часть и затем — завершающая весь Дворец скульптура В. И. Ленина.

Уступчатая форма Дворца придает ему легкость, масштабность и, несмотря на грандиозные размеры, не подавляет зрителя своим объемом, а стремится ввысь.

Общие принципы композиционного построения Дворца Советов подчинены основной идее всего сооружения, т. е. стремлению вверх к скульптуре Ленина.

Нижняя часть здания — стилобат — решена нарастающими прямоугольными террасами, дающими переход от горизонтальной площади к основанию высотной цилиндрической части сооружения.

Вся высотная часть здания решена сильно выраженными вертикальными членениями и закреплена по диагоналям мощными пилонами, увенчанными скульптурными группами. Горизонтальных тяг нет, так как не хотелось нарушать устремленность ввысь всей композиции. Но в то же самое время, благодаря уступам здания, эти горизонтальные членения ясно чувствуются, не останавливая динамику роста здания вверх.

Мы стремились силуэт Дворца сделать четким, легко запоминающимся, что особенно необходимо для монументального сооружения. Богатство объемного решения Дворца требует лаконичного характера его архитектурной обработки. Скульптурные группы по сторонам герба Союза и барельефы, которыми обработаны прямоугольные части фасада Дворца, насыщают его архитектуру и делают ее человечной, близкой народу — творцу замечательных побед нашей эпохи. Тематика скульптурных групп и барельефов раскрывает Дворец Советов как памятник Великой Октябрьской социалистической революции, монумент сталинской эпохи.

Подобно тому, как вся структура Дворца Советов ставит себе целью дать Дворцу характер здания, устремленного ввысь, точно так же в отдельных элементах его обработки, в пропорции пролетов, в решении пилонов, колонн, окружающих часть Дворца, подчеркнут этот принцип высотной композиции. Синтез искусств к наружном облике Дворца является главным образом синтезом архитектуры и скульптуры.

Несколько слов о характере скульптуры Дворца Советов. Скульптура В. И. Ленина в первую очередь должна выражать призыв. Эта установка была дана товарищем Сталиным, когда мы готовились к конкурсу на скульптуру Владимира Ильича. Ясно, что в первую очередь перед скульптором стоит задача создать образ, который бы целиком и полностью передавал близкий нашему народу и трудящимся всего мира образ В. И. Ленина.

В первую очередь по своей трактовке скульптура должна быть единым целым с архитектурой и вместе с тем мощно ее завершать. Грандиозность скульптуры не должна убивать масштабность самой скульптуры и масштабность сооружения. Думается, что в этом отношении имеет громадное значение модулировка самой скульптуры. Скульптура требует такой модулировки, которая подхватывала бы членение самого сооружения.

Огромное значение приобретает силуэт скульптуры, органически связанной со всей структурой сооружения. Одним из трудных моментов в решении скульптуры является круглая форма высотной части Дворца, в связи с чем необходимо воспринимать силуэт законченно, скомпонованным с любой перспективной точки.

Настоящее решение скульптуры, принятое в основу, требует от автора — скульптора Меркурова — еще огромной работы для достижения полного органического единства со всей архитектурой Дворца. Это является, безусловно, сложной и необычной задачей, поставленной перед скульптором. При решении этой задачи необходимо будет соблюсти в пластической трактовке деталей ту же масштабность, которая принята в трактовке архитектурных элементов всею здания.

В архитектуре Дворца находят себе выражение созвучные нашей эпохе современные формы, простота и четкость которых рассчитана на легкость восприятия и на лаконичность и выразительность всего облика монументального сооружения. Дворец Советов должен иметь радостный человечный характер архитектуры и пропорций.

Неотъемлемой органической частью всей архитектурной композиции является единство архитектурных мотивов и деталей, подчиненных основной идее Дворца.

Во внешней архитектуре здания четко показана его внутренняя структура. Это достигается тем, что основным объемам Большого и Малого зал соответствуют объемные членения фасадов.

Внутренняя планировка Дворца Советов определяется его идейным содержанием как Дворца народа, Дворца социалистической демократии. В центре всего интерьера находится Большой зал — грандиозный амфитеатр на 21 тыс. зрителей и Малый зал на 6 тыс. зрителей, зал Сталинской Конституции, зал Героики гражданской войны, зал Героики строительства социализма. Кроме того, два зала предназначены для раздельной работы палат Верховного Совета СССР — Совета Союза и Совета Национальностей. Другими крупными помещениями Дворца являются: Орденский зал и зал приемов правительства СССР. Особый комплекс составляют помещения для работы президиума Верховного Совета. Помимо этого, во Дворце имеется огромный комплекс помещений, обслуживающих весь Дворец.