Карта сайта

Архитектура дворца советов - (часть 4 - Древний Восток оставил нам громадные сооружения... )

Древний Восток оставил нам громадные сооружения - пирамиды, храмы, дворцы, в которых в формах, подавляющих человека, нашел свое яркое выражение общественный строй древних деспотий, строй рабства, строй устрашений человека. Архитектурные ансамбли и монументальные здания античной Греции созданы античной демократией эпохи расцвета афинского государства. Акрополь и входящие в его состав храмы, в том числе Парфенон, представляли собою гениальные образцы архитектуры, проникнутые глубоким чувством природы и человека, тонкой пластикой архитектурных и скульптурных форм. На этих образцах училась архитектура всех последующих столетий. Эти образцы представляют большой поучительный интерес и для нас.

Однако даже эти архитектурные произведения античности несут на себе черты классовой ограниченности, о которой я говорил. Античная демократия развивалась на основе рабовладельческого хозяйства. Только ограниченная часть народа, так называемые свободные граждане античною государства, могла участвовать в общественной жизни, создавать ценности культуры и пользоваться ими. Этот характер общественного строя античной Греции отразился во всей античной культуре.

Более резко эта внутренняя ограниченность, присущая античной культуре, сказалась в Риме. Крупнейшие государственные сооружения древнего Рима — форумы, термы, дворцы — являлись центром общественной жизни для римской знати. Но для массы римских граждан, не говоря уже о рабах, они представляли только зрелище, недоступное и чуждое народу.

Во все эпохи строителем всех крупных и малых сооружений был народ, на народ строил дворцы и монументальные сооружения не для себя.

В средние века, когда наиболее монументальными и значительными сооружениями были культовые здания — соборы, религиозно-мистическое начало подавляло подлинные идеи и образы народного творчества, хотя строители соборов, вышедшие из народа, и пытались, наперекор велениям церкви, запечатлеть в архитектурных и скульптурных формах близкие им образы и сюжеты.

Какую бы эпоху в истории архитектуры мы ни взяли, мы всюду столкнемся с той же картиной: строителем является парод, но строит он не для себя, и лишь очень редко получает возможность выразить в архитектурных образах свои чаяния, свои идеалы. Дворцы эпохи Возрождения были для своего времени передовыми образцами архитектурной культуры. Характер архитектуры ренессанса отражал прогрессивные идеи буржуазного гуманизма. Эта архитектура в значительной степени освободилась от давящей власти католической церкви. Однако лучшие сооружения эпохи ренессанса — дворцы и виллы оставались бесконечно далекими от народа, они служили узкому кругу городской буржуазии и аристократии. Таковы флорентийские палаццо, всей своей внутренней структурой, всем своим архитектурным решением рассчитанные на верхушку флорентийского общества. А в тех случаях, когда дворцы строились отдельными крупными феодалами, они превращались в здания замкнутого типа, наглухо отгороженные от внешнего мира. Достаточно вспомнить такой образец, как дворец Фарнезе в Капрароле. Это замечательное произведение ренессанса представляет собой и по своему облику и по своей планировке настоящую крепость, возвышающуюся над городом, над соседними селениями и как бы грозящую им.

Эта изолированность крупнейших монументальных сооружений от народных масс еще резче выражена в дворцовых постройках европейского абсолютизма XVII—XVIII вв. Дворцы и дворцовые ансамбли этой эпохи представляют собой резиденции отдельных феодалов. Их архитектура, планировка, внутренняя структура лишь подчеркивают противопоставление личности и власти феодала народу.

Такими же замкнутыми и недоступными народным массам являлись и древнерусские монументальные сооружения. Необходимо отметить, что в старой русской архитектуре, даже в таких сооружениях, как монастырские и крепостные ансамбли, кремли, церкви, народное творчество сумело проявиться более ярко и непосредственно, чем в аналогичных сооружениях Западной Европы.

Эпоха капитализма отмечена глубоким упадком монументальной архитектуры. В эту эпоху тоже строятся дворцы, но эти дворцовые сооружения не имеют ничего общего с теми чертами монументальности, которые были свойственны античности, Возрождению и другим эпохам расцвета архитектуры. Дворцы, которые строят себе современные денежные магнаты капиталистического мира, характеризуются полнейшим отсутствием архитектурной идеи, безвкусицей, внешней показной мишурой. Псевдомонументальный характер придается различным правительственным зданиям буржуазного государства — парламентам, зданиям министерств, биржам, банкам и т. д.