Карта сайта

Архитектура дворца советов - (часть 2 - Уже в самой идее Дворца Советов... )

Уже в самой идее Дворца Советов, как памятника Ленину, заложено синтетическое разрешение архитектурных задач. Скульптура Ленина является неновой всего художественного образа Дворца. Синтез искусств продолжается и во всей наружной архитектуре, и в интерьерах Дворца, причем в интерьерах особенное развитие получают образы живописи. Средствами живописи можно особенно полно и многообразно раскрыть идею, заложенную в этом памятнике.

Но для того чтобы сотрудничество искусств дало полноценные результаты, нам всем нужно совместно продумать важнейшие вопросы творческого порядка и не менее важные организационные вопросы.

Каковы же должны быть формы нашей совместной работы для того, чтобы коллектив, многочисленный по своему составу, был бы объединен общими творческими методами? Все задания, связанные с Дворцом Советов, настолько сложны и грандиозны по своим размерам, что они потребуют коллективной работы для каждой отдельной части, для каждого отдельного интерьера. Наряду с организацией работ внутри каждого коллектива необходимо будет организовать взаимную связь отдельных коллективов между собой. Пленум должен выдвинуть ряд предложений о том, как поставить эту связь, как обеспечить участие скульптора и живописца в проектной работе архитектора и участие архитектора в создании живописных и скульптурных композиций.

Это взаимное участие ни в какой степени не должно означать ограничения возможности каждого искусства в пользу другого. Напротив того, эта совместная работа должна взаимно обогатить мастеров отдельных видов искусства и привести их творчество к определенному единству.

Опыт достаточно убедительно показывает нам, что разобщенность работы неизбежно приводит к последующим переделкам, к необходимости искусственно увязывать отдельные элементы произведения. Это совершенно не должно иметь места в таком объекте, как Дворец Советов.

Сотрудничество искусств в нашем понимании предполагает равноправие и равноценность каждого искусства. Каждая отрасль художественного творчества должна полностью реализовать все свои возможности. Должны быть обеспечены все условия для того, чтобы наиболее ярко выявились индивидуальные особенности каждой отрасли искусства и каждого мастера. Это является обязательной предпосылкой подлинного содружества искусств.

Для творческого успеха этого содружества необходимо объединяющее начало. Поскольку речь идет о сооружении, о здании, этим объединяющим началом является архитектура, архитектор. Дирижер в оркестре призван спаять воедино весь сложный комплекс индивидуальностей. Солист в оркестре, когда он выполняет основную мелодию, индивидуален, проявляет себя целиком, творит свободно, но эта свобода его все же ограничена рамками цельности всего произведения. И дирижер должен уметь найти это соподчинение индивидуальностей коллективной задаче ансамбля.

В сложнейшей симфонии Дворца Советов все должно быть на месте, все должно звучать полнозвучно, во всю силу дарования. Но вместе с тем все должно быть рассчитано так, чтобы главное было действительно главным, существенное стояло на первом плане, чтобы все было подчинено основному мотиву.

В коллективной работе личное подчиняется общей идее, и чем тоньше чувствует каждый участник необходимость этого подчинения, тем работа коллектива совершеннее.

На нашем пленуме участвуют мастера советской культуры различных видов творческого труда. Здесь присутствуют люди науки, люди точных знаний. Их участие в работе пленума очень ценно: их опыт, их мысли помогут поставить и решить ряд важнейших проблем. Это углубит значение Дворца Советов как памятника культуры нашего времени, который отразит высокий уровень наших знаний, нашей науки. На нашем пленуме участвуют художники слова — писатели, поэты. Их творческое участие поможет насытить образ Дворца Советов богатым содержанием.

Участие на нашем пленуме многочисленных представителей всех отраслей творческого труда окажет огромную помощь строительству этого грандиозного сооружения, призванного запечатлеть в веках светлый образ нашей страны.