Карта сайта

1—4 июля 1939 г. в Москве состоялся V пленум правления Союза советских архитекторов СССР с участием художников и скульпторов, посвященный вопросам архитектуры Дворца Советов.

В повестке дня пленума были следующие вопросы: 1. Строительство Дворца Советов и содружество искусств — доклад академика архитектуры Б. М. Иофана. 2. Конструкции и материалы — доклад инж. Г. Б. Красина. 3. Архитектура интерьеров — доклад проф. В. Г. Гельфрейха. 4. Основная скульптура Дворца Советов — статуя В. И. Ленина — доклад скульптора С. Д. Меркурова. 5. Монументальная живопись — доклад академика живописи Е. Е. Лансере. 6. Скульптура Дворца — доклад скульптора Б. Д. Королева. Во время работ пленума была открыта выставка, посвященная архитектуре Дворца Советов.

Настоящая книга содержит отчет о работах V пленума по сокращенной стенограмме и резолюцию, принятую пленумом.

ДВОРЕЦ СОВЕТОВ И СОТРУДНИЧЕСТВО ИСКУССТВ

Вступительное слово академика архитектуры В. А. ВЕСНИНА

Наш пленум работников трех искусств — архитекторов, скульпторов и живописцев — посвящен важнейшему вопросу жизни советского искусства — вопросу строительства Дворца Советов.

Дворец Советов — памятник вождю человечества, великому Ленину, памятник нашей исторической эпохи, когда страна Советов не в мечтах, а на деле построила бесклассовое социалистическое общество.

Этот памятник должен отразить ту высоту человеческого духа, мысли, творчества, на которую способен народ, освобожденный от рабства капитализма.

Три искусства, соединенных вместе, должны запечатлеть пройденный славный путь, путь борьбы, путь достижений и побед, путь неуклонного продвижения вперед к коммунизму под мудрым руководством друга Ленина, великого продолжателя его дела, товарища Сталина.

Дворец Советов — выдающееся событие в строительстве нашей социалистической культуры.

В бесклассовом социалистическом обществе вопросам искусства, вопросам красоты, тому, что украшает жизнь, делает ее более полной, более радостной, отводится почетное место.

Творческая мысль тысячи художников, вдохновленных идеей создать произведение, по величию достойное нашей замечательной эпохи, должна принести плодотворные результаты, большие победы на фронте советского искусства.

Если достижения отдельных мастеров в области художественного творчества двигают вперед искусство, то как велик должен быть толчок при коллективном, сконцентрированном напряжении воли к ясно поставленной цели. Дворец Советов строит вся страна, весь народ. Дворец Советов будут видеть, посещать тысячи, миллионы людей. К Москве тянется сердце каждого участника великой социалистической стройки нашей родины. К Москве тянется сердце каждого, кто любит страну социализма, кто верит, что именно в Москве закладывается будущее счастье человечества.

Каждый, посетивший Москву, посетивший Дворец Советов, унесет с собой, разнесет по всему миру новое человеческое понимание жизни, унесет с собой воспоминание об искусстве социализма. Зерна социалистического искусства будут крепко садиться на плодородную почву, будут приносить обильные плоды.

В странах капитализма это искусство будет революционировать, толкать на тот путь, по которому идет страна Советов. В нашей стране оно будет творчески воодушевлять, воспитывать любовь к родине и стимулировать желание работать на ее процветание.

Строительство Дворца Советов явится также громадной школой, через которую пройдут сотни и тысячи мастеров техники, искусства, строительного дела.

Оно окажет огромное влияние на рост всей нашей культуры. Воспитывая вкус и мастерство строителей - художников, непосредственно работающих над Дворцом Советов, эта стройка создаст новые кадры, которые будут применять свои знания, свое искусство на других сооружениях общественного характера. А это в свою очередь окажет сильнейшее воспитательное влияние на самые широкие миллионные массы, развивая в них любовь к прекрасному, развивая их художественный вкус, поднимая их культурный уровень.

Такое значение Дворца Советов налагает колоссальную ответственность на всех участников его строительства.

Дворец Советов, воздвигаемый в столице советского государства, представляет собою величайшее сооружение в истории мировой архитектуры. Но этот Дворец отличается от всех других монументальных сооружений не только своими размерами, но и глубиной вложенной в него идеи. Для того чтобы эта идея была воплощена наиболее ярко и выразительно, недостаточны творческие усилия одной только архитектуры. В создании этого сооружения должны участвовать все виды художественного творчества и в первую очередь изобразительные искусства, живопись, скульптура, художественная промышленность. Только творческое сотрудничество всех этих искусств с архитектурой может разрешить громадную проблему создания всенародного Дворца, подлинного памятника нашей героической эпохи.