Карта сайта

Ограничениеопытом. Смиренное незнание Василия ...

Ограничениеопытом. Смиренное незнание Василия Великого останавливается не перед божественной сущностью (природой), а раньше, среди энергий, которые "несказанны из-за величия, неисчислимы из-за множества'100. Никакой наш опыт не открывает нам ни всего их размаха ни возможной полноты. Божественные энергии расплеснулись за пределы эонов (миров), они были до сотворения умопостигаемыхвещей, т. е. предшествую™ всем мыслимым мирам, в том числе будущим (αίώνας ... έπερχομένους); за пределом возможностей человеческого опыта ощутить и всю благодать, наполняющую творение (περί τήν κτίσιν χάριτες). В "Книге о святом Духе" третье лицо Троицы понимается иногда как энергия по преимуществу, деятельная сила (δύναμις). Он был прежде веков и был прежде бытия и соприсутствовал-сопришествовал Отцу и Сыну, так что если нам удастся помыслить что-то запредельное эонам, Дух окажется выше, и если удастся иметь в уме всё творение, то мы убедимся, что небесные силы утверждены Духом101. В другом месте той же книги утверждение (сил) Духом стоит третьим завершающим моментом после повеления или предначертания Господа и сотворения Словом (Логосом)102

Полнота завершенности отличительная черта античной энергии, которая у Аристотеля чаще всего синонимична "энтелехии". Аристотелевское определение видения как энергии, т. е. полноты, имеющей целью саму себя, слышится в сравнении у Василия энергии Духа в чистой душе с силой зрения в здравствующем оке103. Живое у Василия Великого ощущение энергии как полноты, совершенства, утверждения подсказывает, что недостижимую полноту Божества надо искать не вне, а внутри энергий. Только через их полноту, для смертного, как сказано, запредельную, угадываемую во всегда неполном опыте, мы и можем приблизиться к сущности или природе Бога. Энергия тем более сущностна, чем полнее она в самой себе. С этим вяжется отождествление энергии и святого Духа, придающего полноту Троице. Григорий Палама, если не ошибаюсь, никогда не спорит с пониманием святого Духа как энергии Троицы. Он цитирует Кирилла Александрийского, доказывающего равночестную божественность Духа: "Итак Богом является Дух, природно (φυσικώς) пребывающий в Сыне от Отца и имеющий всю Его энергию"104. Полустраницей выше этого места Палама читал: "Не инакий стало быть божественной сущности есть [Дух], но как энергия природная и сущностная и воипостасная, из нее [сущности] исходящая и в ней остающаяся, всё Богово совершает (εργάζεται)". Этимологическая фигура ενέργεια εργάζεται подчеркивает исполняющую, совершающую и завершающую работу Духа как энергии божественной сущности (θείας ουσίας). Страницей ниже Кирилл говорит еще определеннее: "Господь наш Иисус Христос... энергию, в нас становящуюся от Бога, приписывает святому Духу, говоря: "Дух есть животворящее"'105. Энергия как животворящий Дух (Πνεύμα ... ζωοποιουν) с опорой на слова Господа здесь перекликается с "Сокровищами" 18 (см. выше о различии между рождением по природе и деланием-сотворением (ποιεΐν) ПО энергии).

Природа и рождение соотнесены с Сыном, энергия и делание-сотворение с Духом. Дальше у Кирилла другие повороты той же мысли: "Не сторонний сущности Сына Дух святой, но в Нем и от Него (έν αύτη καί έξ αύτου) и как бы некая природная энергия, всё способная исполнить'106. В этом "исполнить" (πληρούν) слышна завершающая полнота, отмеченная в энергии и Василием Великим. Святой Дух по природе делает-творит из сущности Христа, Он содержит в Себе всё воление Сына равно как и Его энергию, полноту осуществлений07. Дух святой исходит от Отца и Сына как тепло от огня, как запах от цветка108. Григорий Палама для пояснения энергии тоже постоянно применяет сравнениес лучами солнца.