Карта сайта

Московский КРЕМЛЬ (часть 2 - Успенский собор, колокольня Ивана Великого)

Некоторые исследователи связывают отдельные части росписи с именем Дионисия.

В соборе сохранилась частично и настенная роспись середины XVII века, также выполненная группой русских живописцев, в том числе 15. Савиным, И. и Б. Паисиными, С. По-спеевым.

С завершением строительства московский Успенский собор стал главным храмом Русского государства. Он осуществлял не только культовую функцию, но и выполнял большую общественную роль. Здесь происходили торжественные обряды присяги на верность московскому великому князю, оглашали правительственные указы и акты, венчались на царство русские цари.

В 1484—1489 годах юго-западнее Успенского собора, на месте более древнего храма, псковскими мастерами был построен Благовещенский собор, ставший домовой церквыо князей.

Храм был традиционен для своего времени; небольшой по объему, он стоял па высоком подклете, имел открытую обходную галерею и увенчивался трехглавием. В XVI веке здание получило еще шесть глав.

Благовещенский собор - одно из наиболее запоминающихся церковных сооружений Московского Кремля. Он обращает на себя внимание не только величавой золотой короной глав, но и тонким рисунком белокаменной резьбы архитектурных деталей. Храм представляет большой интерес еще и тем, что в его облике умело сочетаются различные архитектурные формы, присущие псковским, владимиро-суздальским и ранне-московским культовым постройкам.

Внутреннее пространство собора невелико. Четыре массивных прямоугольных столба легко несут ступенчатые своды. Иконостас выполнен в XV веке и является одним из древнейших. В его составе - иконы, написанные Феофаном Греком, Андреем Рублевым и Прохором с Городца.

Роспись стен здания относится к 1508 году и принадлежит кисти Феодосия, сына Дионисия.

Почти вплотную к западной стороне Успенского собора примкнула небольшая одноглавая церковь Ризположения. Построена она псковичами и представляет собой своеобразный сплав, сочетающий в одном здании черты московского и псковского зодчества. Объем храма компактен и монументален, завершается красивыми килевидными закомарами.

Приехавший на Русь в 1505 году итальянский зодчий Алевиз Новый начинает постройку Архангельского собора, ставшего позднее великокняжеской, а затем и царской усыпальницей.

Применив традиционную схему русского храма, зодчий придал облику здания черты, характерные для культовых сооружений итальянского Возрождения. В решении художественного образа постройки архитектор активно использовал элементы классической ордерной системы: двухъярусные коринфские пилястры, тяги сложных профилей, арки с ажурным рисунком архивольтов. Архангельский собор своими стройными пропорциями и классической разработкой фасадов произвел на современников настолько сильное впечатление, что стал образцом для многих церковных и светских зданий.

Первоначальная роспись собора сохранилась лишь фрагментарно (на западной паперти и в алтаре). Основная часть фресок, существующая в настоящее время, выполнена большой группой русских художников в середине XVII века. Фрески насыщены яркими красками, проникнуты праздничным, жизнерадостным настроением, Северную сторону Соборной площади Кремля замыкают собор «Двенадцать апостолов» и Патриаршие палаты. Оба здания были построены в XVII столетии при патриархе Никоне.

В Патриарших палатах размещались как жилые, так и парадные помещения. Главным залом, где проходили все торжественные собрания церковных соборов, была Крестовая палата. Она отличалась конструктивной особенностью: при значительных габаритах помещения (19 х 13 м) в центре зала отсутствовал столб, поддерживающий своды. Это смелое новшество русских зодчих позволило сделать парадный зал более просторным и светлым. В XVIII веке Крестовая палата была перестроена архитектором М. Казаковым.

Объединяющей постройкой Соборной площади Московского Кремля стала грандиозная и живописная колокольня Ивана Великого.

В настоящее время здание колокольни имеет двадцать один колокол, среди которых находится Большой, или Успенский весом более шестидесяти пяти тонн.

Между Успенским и Благовещенским соборами в 1487 году архитекторы Пьетро Антонио Солярио и Марко Руффо начали возводить двухэтажное здание Грановитой палаты. В верхнем этаже итальянские зодчие разместили огромный, почти в пятьсот квадратных метров, парадный зал, крестовые своды которого опирались на мощный квадратный столб, стоящий в центре помещения.

Этот величественный девятиметровой высоты зал предназначался для торжественных приемов, пиров, заседаний. С момента возведения Грановитой палаты интерьер ее претерпел неоднократные изменения и поиовления. Первая роспись была осуществлена в конце XVI века и до наших дней не сохранилась. Современная живопись стен относится к концу XIX века.

tmp232A-9.jpg
tmp232A-10.jpg
tmp232A-11.jpg
tmp232A-12.jpg
tmp232A-13.jpg
tmp232A-14.jpg
tmp232A-15.jpg
tmp232A-16.jpg