Карта сайта

Московский КРЕМЛЬ

История постройки Московского Кремля уходит в глубь веков. Первые его стены, существовавшие в середине XII века, были деревянные. Они ограждали центр города, где была сосредоточена вся его административно-хозяйственная жизнь и где могли укрываться жители от вражеских нападений. Деревянные стены детинца неоднократно укреплялись и перестраивались. Огромное строительство в Кремле проводится в XIV веке при князе Иване Калите. За короткий срок детинец опоясывается новыми дубовыми стенами и застраивается белокаменными храмами и княжескими палатами.

Полвека спустя князь Дмитрий Донской расширяет Кремль и ставит взамен деревянных мощные стены с башнями из белого камня.

С образованием во второй половине XV века Русского централизованного государства Московский Кремль вновь перестраивается, а территория его расширяется. Обветшавшие белокаменные степы и башни заменяются кирпичными. Наибольшей высоты стены достигали со стороны современной Красной площади. Именно здесь находилась самая уязвимая часть сооружения, незащищенная водной преградой, подобно двум другим сторонам треугольного Кремлевского холма, омываемым рекой Неглинной и Москвой-рекой. Позднее, в XVI веке, здесь был вырыт глубокий ров шириною более тридцати метров, соединивший обе реки.

Площадь Кремля к XVI столетию составляла почти двести восемьдесят тысяч квадратных метров, сохранив этот рал-мер вплоть до наших дней.

На протяжении последней трети XV и XVI веков кремлевские стены укрепляются сильными крепостными башнями, различными но своим очертаниям: круглыми, прямоугольными, многогранными.

Над созданием стен и башен Кремля трудились русские и итальянские зодчие.

Заслуживает внимания цепь малых башен, построенных вдоль берега Москвы-реки. Особенно интересна Тайницкая башня, под которой, па случай осады Кремля врагами, был сооружен тайный ход к реке.

Наиболее мощными и высокими из башен являются угловые, расположенные в вершинах треугольного участка детинца: Водовзводная, Беклемишевская (Москворецкая) и Собакина (ныне Угловая Арсенальная), а также Спасская башня.

В настоящее время в Московском Кремле насчитывается двадцать башен, и ни одна из них в своем решении не повторяет другую.

С ростом Москвы возрастало и значение кремлевского комплекса как главной доминанты города. Архитектурно-художественные моменты становятся определяющими в облике столицы Московского государства. К началу XVII столетия назревает необходимость обогатить и выделить суровые средневековые башни Кремля. С этой целью в их композицию вводятся шатровые верха, стрельчатые аркады, белокаменные «кружева» тонких архитектурных деталей, цветная черепица, что придало комплексу в целом исключительную стройность, яркую выразительность и большую значимость в общем силуэте городской застройки.

Лучший вид па Московский Кремль открывается из-за Москвы-реки. Отсюда особенно четко ощущается его композиционным строй, тесно связанный с многовековыми традициями, свойственными русскому градостроительному искусству: следовать принципам свободной живописной планировки и строгой увязке всех построек с окружающим пейзажем и рельефом местности.

Прежде всего обращает на себя внимание Соборная площадь, местоположение которой закреплено вертикалью колокольни Ивана Великого.

Древнейшим храмом на площади является Успенский собор. Стремясь подчеркнуть преемственность власти московских князей от владимирских, Иван III повелел соорудить собор по образцу Успенского, «что во Владимире». Следуя желанию великого князя, Фиораванти, изучив особенности владимирской архитектуры, принял за основу московского Успенского собора не только схему планировки владимирского храма, но и повторил ряд характерных для него элементов: пятиглавие, колончатый декоративный пояс, членящий фасады, арочные перспективные порталы... Однако в целом архитектор придал зданию иное звучание, решив его художественно-образную сторону более строго и слитно.

Интерьер собора носит светский характер и напоминает просторный, полный света и воздуха зал для торжественных церемоний. Впечатления большого пространства зодчий достиг за счет введения новых для того времени конструкций, позволивших заменить тяжелые массивные пилоны, несущие своды, тонкими круглыми столбами.

Успенский собор поражал современников пышностью и великолепием своего убранства: многоцветием стенописи и иконостаса, причудливой металлической вязью гигантских люстр-паникадил, драгоценной утварью. Русские художники Дионисий, Тимофей, Ярец и Коня в 1481 году создали первый иконостас Успенского собора. О первоначальных живописных росписях храма дают возможность судить фрески приделов Похвалы Богородице и Петра и Павла. Они отличаются поэтичностью образов, плавностью движений фигур, изяществом и непринужденностью поз, светлым и нежным цветовым строем.

 

tmp232A-1.jpg
tmp232A-2.jpg
tmp232A-3.jpg
tmp232A-4.jpg
tmp232A-5.jpg
tmp232A-6.jpg
tmp232A-7.jpg
tmp232A-8.jpg