Карта сайта

Поэтому причина всего существующего не есть ни одно ...

Поэтому причина всего существующего не есть ни одно из существующих; она даже не сумма всех благ, которые она расточает, а благо в ином - абсолютном смысле, благо над всеми благами (τάγα&όν ύπέρ τά &λλα άγα&ά).

7. А если (единое) так непохоже на все прочее существующее, что ум твой впадает в недоумение, ты прежде всего обозри этот окружающий тебя мир и лишь затем устреми взор (к единому), не глядя уже ни на что постороннее, ибо оно не где-то находится, лишая все прочее своего присутствия, но присутствует везде, где находится способный вступить с ним в общение, и отсутствует для того, кто на это не способен. Ведь и в прочем нельзя составить представление о чем-либо, если мысль занята другим, и тогда лишь мы достигаем самого мыслимого, когда не вносим в него постороннего. Точно так же нужно и тут поступать; ведь понятно, что мысль не может отдаться созерцанию (единого), когда ее отвлекает какой-то другой живой образ, и душа, наполненная такими образами, не в состоянии запечатлеть в себе образ того, что с ними вовсе не сходно. Поэтому, если о материи говорят, что она должна быть лишена всех качеств, чтобы быть способной к восприятию всех форм, тем более необходимо душе быть свободной от каких бы то ни было форм, если она желает, чтобы ничто не мешало ей наполниться сиянием света первой природы (της φύσεο)ς της πρώτης). Итак, надо всецело отрешиться от всего внешнего и углубиться внутрь себя, не давая себя отвлекать ничему окружающему, устранить из сознания все вещи и представления о них, и тогда не заметишь отчетливо даже того, что уже наступило лицезрение его и общение с ним, и лишь насладившись этим общением, по прекращении его, сможешь поведать о нем другим, если только оно может быть описано. Есть сказание, будто Минос имел с Зевсом такое общение, которое впоследствии вспомнил и запечатлел в своих законах, продолжая находиться под влиянием божественного наития (τη τοϋ &είου έπαφη).

Впрочем, кто находится в столь возвышенном состоянии, едва ли захочет ниспасть с такой высоты в область политики, особенно если оно продолжительно. (Единое) не вне нас находится, а всегда при нас, только нами не замечается; люди сами становятся вне его и отлучаются от него в той же мере, как и от самих себя, и, понятно, не могут достигнуть того, от чего убегают, как не могут обрести истинно-сущее, утеряв себя. Сын в безумии, пожалуй, не узнает отца, но познавший, как должно, себя самого, узнает и то, откуда он.

8. Если душа помнит о своей жизни в прежнее время, она знает, что свойственное ей движение не прямолинейное, а круговое, притом не вокруг чего-либо внешнего, а вокруг центра. А так как центр - начало круга, значит, двигаясь около своего центра, душа движется около того начала, от которого происходит, и этим своим движением стоит в тесной связи со своим началом.