Карта сайта

ФЕРАПОНТОВО

В потемневших лучах

горизонта Я смотрел на окрестности

те,

Где узрела душа

Ферапонта Что-то божье в земной

красоте. И однажды возникло

из грезы

Из молящейся этой души, Как трава, как вода,

как березы, Диво дивное в русской

глуши!

И небесно-земной

Дионисий, Из соседних явившись

земель,

Это дивное диво возвысил До черты небывалой

досель...

Неподвижно стояли

деревья,

И ромашки белели во мгле, И казалась мне эта

деревня Чем-то самым святым

на земле!!!

Н. РУБЦОВ.

И есть монастырь тот зело прекрасен

Об основателе монастыря  преподобном Ферапонте  рассказывает его житие, составленное одним из иноков в середине XVI века. Сын волоколамского боярина Федор Поскочин в сорок лет принял постриг в московском Симоновом монастыре, наречено ему было новое имя Ферапонт. Шестидесяти лет пришел он из Москвы в земли Белозерья по монастырским делам, а вскоре вернулся сюда вместе со старцем того же монастыря Кириллом, который отправлялся на Белозеро для основания нового монастыря. Ферапонт сопровождал его в пути и разделял труды по устроению обители, а старцев, одухотворенностью древних фресок и икон Дионисия, благоустроением хозяйственной жизни.

Монастырь стал знаменит, сюда на богомолье приходили из далеких земель, дорога вдоль монастырских стен вела по берегу Боро-даевского озера от Кириллова монастыря на север, в Каргополь, Архангельск, на Соловецкие острова.

Ферапонтов монастырь оставался посещаемым даже тогда, когда его упразднили в конце XVIII века. Тогда шли сюда поклониться памяти прославленных старцев, погребенных у алтарей храмов — преподобного Мартиниана, сына крестьянина, ставшего одним из просветителей Белозерья, духовным отцом самого великого князя Василия 11 Темного, преосвященного Иоасафа, из рода князей Оболенских, на средства которого была построена первая каменная церковь и кем был приглашен знаменитый иконописец Дионисий. В монастырь приезжали путешественники увидеть обитель, давшую многих церковных и государственных деятелей, побывать в местах, где был в заточении патриарх Никон. С кон-ца XiX века сюда ехали любители старины полюбоваться древними строениями и праздничным убранством собора.

В 1798 году, в год 400-ле-тия монастыря, он был упразднен решением Правительствующего Синода. Это событие отразило общую государственную политику того времени, начавшуюся реформами Петра I и завершившуюся при Екатерине I i изданием Указа о штатных и заштатных монастырях, согласно которому более половины всех монастырей державы Российской было закрыто. Кроме общей причины имелась и частная. К тому времени Ферапонтов монастырь числился среди третьеразрядных, где он стоял в списке сотым, последним. Хозяйство его пришло в упадок, число монахов сократилось до первоначальной цифры, до 10-15. В монастыре велись ремонтные работы, требовавшие больших денежных средств. Тем не менее почти все церкви были отремонтированы, но для завершения работ архимандрит просил священный Синод разрешить тарелочный сбор. Это письмо совпало с прошением жителей Пензы открыть у них монастырь. Прошение было удовлетворено за счет упразднения монастыря в Ферапонтове.

Под колокольный звон монахи навсегда покидали монастырь, однако службы в церквах продолжались, их вели священники для прихожан. Приход был многолюдный, крестьяне окрестных деревень приходили на праздники. Так было до XX века, в 1903 году здесь открылся женский монастырь. Инициатором возобновления монашеской обители была игуменья женского Леушин-ского монастыря Таисия, известная среди ревнителей благочестия своей просвещенностью, поэтическим талантом, огромной творческой энергией. Заинтересовавшись необычной историей монастыря, его красотой, удивительной архитектурой, старинными иконами и фресками, она решила возобновить здесь монастырь, дав для него и первых насельниц. Два года она сама руководила работами по устроению монашеской жизни. Тогда же начались первые исследования в монастыре архитекторов и искусствоведов, открывших миру уникальность памятников Ферапонтова монастыря. Ими было установлено, что собор Рождества Богородицы, возведенный в 1490 году, является самым древним среди белозерских храмов, подтвердилось предположение о том, что фрески и иконы принадлежат кисти прославленного мастера Дионисия.

Иконостаса в настоящее время в соборе нет, иконы были вывезены в 1930-е годы, а вот фрески сохранились в полном составе, практически без поновлений поздними художниками. Фрески отличает изысканность колорита, составленного нежными сочетаниями охр различных оттенков: розовых, сиреневых и зеленых красок на ярко-голубом фоне. Для составления красок, как говорит предание, мастер использовал разноцветные минералы, находившиеся в окрестностях Ферапонтова в виде россыпей. Кроме совершенства линий и цвета, фрески дают прекрасную возможность видеть их глубокую содержательность, заключающую в себе богословскую философию, утверждающую верность христианским догматам, незыблемость православной веры и чистоты нравственных идеалов русского народа.

Е. СТРЕЛЬНИКОВА, старший сотрудник музея фресок Дионисия.