Карта сайта

Город на северо-западе

Кириллов — маленьким городок, но его улицы протянулись на fнесколько километров, поскольку местность кругом болотистая, да три озера оказались в черте города. У стен древнего монастыря плещется самое большое из них — Сиверское озеро, небольшой речкой оно соединяется с Долгим. До недавнего времени залив Сиверского озера ^в районе пристани соединялся протоком с Лунским озером, воды которого едва виднеются из-за зарослей кустарника и камышей.

В начале нынешнего столетия в Кириллове проживало около четырех тысяч человек: купцы, мещане, занимавшиеся торговлей, огородничеством, ремеслами и отхожими промыслами. Статус города бывшая монастырская слобода получила в 1776 году, по-видимому, только из уважения и признания заслуг Кирилло-Белозерского монастыря. Город до сегодняшнего дня сохранил планировку XVIII столетия. Большинство его старых зданий выстроено во второй половине XIX века местными купцами Симано-выми, Вальковыми, Сизьмиными, Андреевыми. Эти небольшие особнячки в один-два этажа с полуподвалами-магазинами, выстроенными по образцовым проектам, украшают улицы Комсомольскую (бывшая Гостинодворская), Гагарина (Набережная). Их облик не отмечен печатью большой архитектуры, но простота и незатейливость, соразмерность с неширокими улочками создают ощущение уюта и неспешного течения времени.

Особняком стоят на берегу заливчика Сиверского озера двухэтажное здание бывшей земской больницы (ул. Гагарина, 97) и напротив его — трехэтажное духовного училища, красивый фасад которого полускрыт разросшимися тополями.

До начала XX века между монастырем и главной улицей города Большой Гостинодворской простиралась большая площадь со множеством торговых рядов, лавок, навесов и базаром. В 1916 году в центре площади построили здание Народного дома (Дом культуры, магазины). Это и по сей день одно из самых крупных и красивых зданий города, которое подарил ему купец Пав$л Алексеевич Симанов. Даритель предназначал постройку под городское реальное училище, но поскольку строительство завершили после его смерти, городская дума по-своему распорядилась использованием дома. В нижнем этаже были открыты магазины и лавочки, а наверху разместились большой и малый залы Народного дома, где устраивались концерты, спектакли, собрания.

Панорама уездного городка немыслима без силуэтов храмовых колоколен. Кириллов не был в этом отношении исключением: кроме монастырских, в самом городе стояли еще четыре храма. Одним из старых городских храмов, по-видимому, является Казанский собор. Его трехъярусная колокольня выстроена в 1812 году мастером каменных дел крестьянином Спасо-Прилуцкого монастыря под Вологдой Ф. В. Матвеевским. Сам собор строил десятилетием позднее его земляк М. А. Мезенцев по проекту московского архитектора А. И. Старова — сына знаменитого русского зодчего XVIII века И. Е. Старова. Интерьер храма, кроме древней иконы Кирилла Белозерского (находится в Русском музее в Ленинграде), украшали работы известных вологодских мастеров-серебряников, живописные полотна петербургского академика В. И. Машкова — одного из родоначальников русской батальной живописи. Колокольню сломали около 1935 года, а собор, к счастью, уцелел, хотя его современное использование вызывает большие сомнения.

Несмотря на то, что Казанский собор величиной и древностью истории превосходит всё другие городские строения, безусловно, самым старым зданием в городе следует считать церковь Вознесения с приделом Ивана Воина, что стоит при въезде в город на Вологодской дороге. Строил церковь в 1798 году Плехов, происходивший из тех же мест, что и строители Казанского собора. К услугам Спасо-Прилуцких каменщиков в Кириллове прибегали с XVII столетия, а в XIX они были, вероятно, и единственными каменщиками и подрядчиками при сооружении кирпичных^ зданий.

Староста сгоревшей в 1796 году деревянной Вознесенской церкви для строительства нового храма купил в монастыре старого кирпича, начищенного от разобранных строений, а когда завершили колокольню, в монастыре приобрел небольшие колокола. В конце XIX века рядом с церковью, которую стали называть по приделу «Иваном-Воином», открылось городское кладбище, раньше находившееся на другой городской окраине у церкви Двенадцати апостолов (ныне электростанция на ул. Гагарина).

Эта небольшая кладбищенская церковь строилась с 1835 по 1840 г., когда над ее притвором была поставлена крошечная колоколенка. Каменному храму также предшествовала деревянная церковь, изображение которой можно видеть на гравюре с Кирилло-Белозерским монастырем 1724 г.

Между церковью Двенадцати апостолов и озером находится один из районов города, который с конца XVII в. известен под названием Копань. Здесь в прошлом столетии селили ссыльных поляков и евреев, находилась одна из частных городских типографий, здание которой до недавнего времени стояло рядом с районной больницей (бывшее духовное училище).

Хотя и в ущербном виде, но большинство городских храмов уцелело. Не избегла разрушения только церковь Николая Чудотворца, что стояла на окраине Обшары — западного городского района вдоль дороги на Белозерск. Это был единственный храм, построенный в 1894 году на средства купчихи Марии Ивановны Сизьминой.

Решением Вологодского облисполкома в 1987 году двадцать три городских постройки XIX века взяты на местную охрану, но, к сожалению, в это число не вошли пока церкви Вознесения и Двенадцати апостолов и здания рядовой городской застройки.

До последнего времени сохранению памятников XIX в. не уделялось почти никакого внимания, что привело к стандартизации облика и нашего города, как, впрочем, и многих других малых городов. Мы как-то забыли о том, что человека воспитывают не только литература, музыка, кино, но и архитектура, т. е. та жилая среда, которая окружает и незаметно воздействует и формирует сознание от колыбели до старости. Сохранить ее для потомков — дело каждого живущего на земле.