Карта сайта

Музей и его экспозиции

Идея создания музея в стенах Кирилло-Бело-зерского монастыря зародилась еще в начале нашего столетия. Попытку устроить музей предпринял в 1906-1908 гг. иеромонах Антоний, имевший небольшую личную коллекцию древних вещей. Но его начинание не нашло поддержки среди братии монастыря и даже привело к удалению Антония в Филиппо-Ирапский монастырь в соседнем Череповецком уезде.

Музейная тема обсуждалась на заседаниях уиспол-кома в 1921 году, но воплотилась в создание музея только в 1,924-м, когда монастырь окончательно закрыли, Первым его директором и почти единственным сотрудником был А. А. Хол-мовский учитель рисования одной из местных школ, человек, к счастью, довольно образованный. Примерно до середины 30-х годов в музей свозили иконы, предметы храмового убранства из окрестных церквей и монастырей. Но далеко не все они попали в фонды музея, так как в одной из монастырских церквей формировался так называемый госфонд, предметы которого подлежали продаже, обмену и просто уничтожению. Одна из самых мрачных страниц в истории музея относится к 30-м годам XX столетия, когда, несмотря на отчаянные попытки спасения со стороны его директора, были уничтожены монастырские колокола. Тогда же в музейных зданиях разместился детский дом, другие организации и даже пункт по приемке скота.

Тематика экспозиций той поры ничем не отличалась от краеведческой экспозиции любого районного музея: немного истории, атеизма, природы, сельского хозяйства и полное отсутствие художественных памятников, вернее, они были, но только как реликвии исторических отделов.

В 1958 году в музее появился художественный отдел, его составляли картины советских художников. В 70-е годы началась активная реставрация икон из собрания музея, что и привело к созданию отдела древнерусского искусства. Отдел разместился в трапезной палате и ц. Введения — одном из самых больших зданий ансамбля. Перемены в музейной жизни вызвало постановление Совета Министров РСФСР о создании Кирилло-Белозерского исто-рико-архитектурного художественного музея-заповедника в 1969 году. К фгому моменту сформировались в основном его экспозиции и отделы.

Основу собрания составили монастырские вещи: не очень большая в количественном отношении, но великолепная по своим художественным качествам коллекция икон XV—XIX вв., одна из крупнейших в Вологодской области коллекция церковных тканей,, большое число рукописных и старопечатных книг. С середины 60-х годов сотрудники музея систематически собирают произведения народного искусства Белозерья. Музей приобрел большое число резных и расписных предметов деревенского обихода из дерева и глины, предметы домашнего убранства, костюмы, произведения современных народных мастеров. На этой основе создаются постоянные экспозиции и выставки.

В одном здании с древнерусским отделом разместилась экспозиция по древней истории монастыря и близлежащих земель. Здесь можно увидеть старинные книги в роскошных окладах, царскую грамоту, поражающую красотой орнамента и искусством каллиграфии, образцы дорогих итальянских, турецких, китайских тканей, которые монастырь приобретал в обмен на соль, мед, рыбу. Рядом с драгоценными царскими вратами — вкладом в монастырь царя Михаила Федоровича Романова — соседствуют портрет патриарха Никона и сделанное его руками кресло. Шестой патриарх «всея Руси» после 10-летней ссылки в соседний Ферапон-товский монастырь последние пять лет жизни провел в Кириллове.

Один из залов исторической экспозиции посвящен городу Кириллову. Старые фотографии, документы, предметы повседневного окружения рассказывают о жизни маленького городка XIX — начала XX вв.

Истории города и района в послереволюционный период посвящена экспозиция, разместившаяся в ц. Кирилла. Сотрудники музея очень надеются получить одно из старых зданий за монастырскими стенами, куда и предлагается переместить отдел советской истории, а в ц. Кирилла планирует строительство экспозиции, посвященной основателю монастыря — Кириллу Белозерскому.

К трапезной палате с западной стороны примыкают монастырские поварни, где когда-то готовили для братии, а сейчас в интересных по архитектурному решению палатах открылись выставки народного искусства из богатейших музейных коллекций.

Кроме музейных экспозиций, которые открыты для посетителей в течение всего года, есть музеефицирован-ные интерьеры, доступные для осмотра только в благоприятные летние дни. К их числу в первую очередь относятся храмы, где сохранились древние иконостасы: церкви Иоанна Лествичника (1572 г.) и Преображения (1595 г.). Иконы их иконостасов выполнены местными мастерами, а сами иконостасные конструкции являют собой редко сохранившуюся тябловую конструкцию исконно русского древнего иконостаса.

В монастырском ансамбле, несмотря на сложности двух последних столетий его существования, сохранились до наших дней три памятника с настенной живописью. Это Святые врата, расписанные в 1523 году старцем Александром с учениками Емельяном и Никитою -— почти единственный в стране памятник такого рода, Успенский собор со стенописью 1641 года, выполненной костромичами во главе с ведущим изографом XVII века Любимом Агеевым и роспись северной паперти собора 1650 г., авторами которого являются знаменитые ярославские мастера Иван Тимофеев и Севастьян Дмитриев.

Посетителям, которых интересуют колокола и исто^ рия колокольного дела на Руси, стоит заглянуть в Малую Больничную палату, где развернута выставка «Колокола XVI—XIX вв.».

Кроме архитектурных памятников и коллекций, происхождение которых связано с монастырем, на его территории есть два привозных строения: небольшая, но поражающая удивительной пропорциональностью деревянная церковь Ризополо-жения 1485 г. и мельница XIX века.

Г. ИВАНОВА, заместитель директора музея-заповедника по научной работе.