Карта сайта

ЧАСОВНЯ УСПЕНИЯ В ДЕРЕВНЕ ВАСИЛЬЕВО

Нa западном берегу острова Кижи расположена небольшая, в пять домов, деревня Васильево. Отсюда два километра до прославленного Кижского архитектурного ансамбля, неизменно окружённого многочисленным людским потоком. От Кижского погоста к деревне Васильево путь лежит по «верхней дороге» — по хребту острова, откуда далеко видны просторы Онежского озера со множеством разбросанных по водной глади малых и больших, поросших лесом и кустарником, островков.

Некогда эта дорога связывала между собой одиннадцать деревень, из которых теперь на острове Кижи остались две — Ямка и Васильево. В обеих деревнях сохранилось немного старых построек. Сильно «обновилась»— пополнилась новыми, перевезенными в музей, домами, деревня Васильево. Теперь она представляет собою часть экспозиции музея «Кижи»— комплекс малодворной деревни. Однако именно в этой деревне сохранилось одно из старейших сооружений острова Кижи — часовня Успения Богоматери.

История ее создания, имена строителей до наших дней не дошли, впрочем, это же можно сказать о подавляющем большинстве произведений деревянного зодчества. Церкви, часовни, дома строились в старину плотницкими артелями, но небольшие здания зачастую местные жители возводили сами, своими силами. Здесь, в Заонежье, каждый крестьянин был умелым плотником. Однако имена мастеров, как и возраст построек, с течением времени забывались.

Современная наука позволяет приблизительно датировать большинство деревянных построек Карелии. Ряд конструктивных особенностей Васильевской часовни, состояние и вид обработки брёвен, характер живописи икон, украшавших ее интерьер,— всё указывает на II половину XVII— начало XVIII веков как на время сооружения часовни.

Дошедший до наших дней облик здания значительно изменен относительно первоначального. В начале XVIII века это была сравнительно небольшая двухчастная часовня. Она состояла из двух разновысоких клетей — бревенчатых четырёхстенных срубов — молельни и трапезной. С запада к часовне примыкало крыльцо, по-видимому, двухвсходное. Интересно, что трапезная, более широкая, чем молельня, обладала довольно значительной для таких сооружений площадью, и была оборудована широкими пристенными лавками с резным подзором по всей длине. Очевидным становится большое мирское значение трапезной — в этот период она являлась местом крестьянских сходок.

Сама постановка Васильевской часовни на открытом месте, ближе к берегу озера, предполагала для неё, кроме культового, ещё одно назначение. Часовня служила маяком — ориентиром для лодок, проплывавших по существовавшему здесь издавна оживленному водному пути. 

Для придания сооружению более выразительного высотного характера главка над молельней была посажена не прямо на конёк двускатной кровли, а приподнята на небольшой восьмеричок.

Во второй половине XIX века был увеличен объём внутренних помещений часовни благодаря пристройке с запада сеней, подведенных под одну крышу с трапезной. Одновременно над сенями возвели шатровую звонницу, на которой установили колокол. Часовня приняла более нарядный вид, живописней стал её силуэт. Звонница, крыльцо, свесы крыши украсились резными досками-подзорами, причелинами; по коньку крыши мастера установили резной гребень. Применение подобного декора стало возможным и популярным благодаря появлению в это время пиленой доски.

К концу XIX века облик сельских деревянных храмов перестал отвечать изменившимся представлениям о красоте. В это время массовым явлением стало «поновление» деревянных церквей и часовен, их пытались сделать похожими на каменные храмы. Подобной участи подвергалась и Васильевская часовня. Её бревенчатые стены были скрыты под гладкой обшивкой из досок, на чешуйчатые, крытые лемехом главки набили листы жести. Изнутри стены были оклеены обоями.

После реставрации, проведенной в 1977 г. Карельской реставрационной мастерской, Успенская часовня вновь обрела свой живой, нарядный облик. Автор проекта реставрации Т. И. Вахрамеева предложила полностью перебрать весь сруб часовни, учитывая плохое состояние брёвен и необходимость их частичной замены. Со стен сняли тёс, с главок — жестяное покрытие. Памятнику возвратили облик II половины XIX века. Работами по разборке и восстановлению часовни занималась бригада реставраторов под руководством В. Кочанова. В 1978 году была произведена химическая пропитка памятника для защиты от биоразрушителей.

Внутреннее убранство Успенской часовни составляли иконы конца XVII — начала XVIII веков, часть из которых хранится сейчас в музеях КАССР. В часовне был четырёхъярусный тябловый иконостас; убранством для трапезной служили шесть икон, стоявших у её восточной стены. Особенный интерес представляет собой целиком сохранившееся «небо»— потолок, состоящий из радиально расходящихся от центра трапециевидных икон. Легко и свободно парят на иконах «неба» фигуры ангелов. Непринуждённость и изящество поз, красота силуэтов, очерченных гибкими точными линиями, благородство неяркого колорита,— все эти особенности говорят о несомненном мастерстве живописцев, создавших иконы. Особенно хороши изображения трубящих ангелов на «парусах»— их тонкие профили, причудливые складки развевающихся одежд заставляют вспомнить образы античного искусства.

...Вот уже около трёх веков стоит на кижском берегу Васильевская часовня, срубленная, согласно народным представлениям о красоте, просто и добротно. Скромная соседка великолепной Преображенской церкви, часовня Успения и поныне привлекает нас тем особым обаянием, тем органичным сочетанием в своём облике простоты и гармонии, которое всегда было присуще лучшим произведениям народной деревянной архитектуры.