Карта сайта

Таков общий дух, содержание и характер этого долгого ...

Таков общий дух, содержание и характер этого долгого и плодотворного периода философского развития Наторпа, поставившего его наконец перед основной проблемой всей его философии во всей ее глубине и принципиальном значении: если сознание или так называемый человеческий дух, понима­емый в смысле совокупности непрерывно и закономерно по­рождаемого в сознании его же собственного содержания, — ес­ли так, в смысле такой совокупности и единства понятое со­знание или дух в самом деле есть целостное первоначальное единство, по отношению к которому «объективное и субъек­тивное» суть только возможные и, быть может, не единствен­ные его стороны, направления или измерения его проявления, то закономерность этого самораскрытия, этого манифестиро­вания себя сознанием, уже не может быть понята по типу за­кономерности развития только стороны или аспекта сознания, но эта закономерность первоначального, в себе единого, все в себе центрирующего и из себя порождающего сознания долж­на быть понята совершенно иначе, а именно она должна быть понята в совсем новом смысле такой закономерности творчес­ки себя манифестирующего единства первоисточника всякого сознания, которая, то есть эта закономерность, впервые обус­ловливала бы самую возможность какого бы то ни было — для дальнейшего самораскрытия сознания требуемого — отправ­ного полагания, то есть первоначального исходного принципа всего сознания во всем его дальнейшем развитии.

Не основополагание (ϋπφεσι" ), а принцип смысла самой его возможности, не закон, хотя бы самый что ни на есть универсаль­ный, как принцип, а, наоборот, принцип смысла всякого закона, всякой вообще закономерности, в познании и бытии себя рас­крывающего сознания — вот в чем сосредоточивается теперь за­дача непосредственного проникновения в первоисточник единой, и субъективную, и объективную закономерность в себе фунди­рующей, универсальной, коренной закономерности сознания во­обще. Чистое созерцание (das reine Schauen), точнее, в непосред­ственном усматривании самый путь, самую основную магист­раль порождения какового бы то ни было содержания творчески преднамечающая интуиция (Erschauen) — вот что во всех обла­стях, слоях, аспектах и измерениях сознания, как, в частности, и в объективирующей предметно-полагающей его стороне, долж­но, по меньшей мере, уравновесить собой до сих пор бывшее у На­торпа доминирующим, даже почти исключительно повсюду вла­ствующим, чистое мышление (voesv, das reine Denken).

В преддверии и подготовлении намечающегося здесь сов­сем нового, как видим, решения всей проблемы философии, в последние годы (1908-1909) в существе своем уже за­вершенного и уже в прошлое отходящего второго периода фи­лософского развития Наторпа, еще раз со всей силой сказы­вается влияние на него «Логики чистого познания» Г. Когена, своим учением о первоисточнике познания, впервые поста­вившего Наторпа лицом к лицу перед проблемой и грандиоз­ным замыслом его «Всеобщей логики» (Allgemeine Logik) и, в связи с ней и для нее, с соответствующим, не менее гранди­озным замыслом обоснования и построения той новой «Все­общей психологии» (1912), на базе которой можно было бы попытаться обосновать и сделать понятным смысл только что упомянутой всеобщей закономерности творческого порожде­ния из первоначального принципа единства сознания какого бы то ни было, в каких бы то ни было слоях и измерениях со­знания ни подлежащего установлению, содержания.