Карта сайта

Воззрения Наторпа в этой области развиваются ...

[Воззрения Наторпа в этой области развиваются теперь в тесном соприкосновении и под влиянием непрерывающего­ся обмена мнениями и дискуссии с Г. Когеном, тогда уже под­готовлявшим выход в свет своей «Эстетики чистого чувства», при этом он [Наторп] не переставал преследовать и развивать одну главную, ставшую для него теперь во всем руководящей, тенденцию к преодолению всякого абстрактного формализма, к конкретизации и жизненной актуальности развиваемых им воззрений.]4
То же, наконец, направление к конкретизации, к установле­нию связи с неотступными, ставшими неотложными задачами и интересами окружающей социальной жизни, проявляет­ся у него в эти годы и в разработке философии истории, где социалистический, даже коммунистический, идеал, в качестве всемирно-исторического фактора развития человеческой об­щественности, все в большей мере становится для него на­правляющим принципом в пламенной и неустанной борьбе за настоящую свободу и равенство в человечестве — против всех форм узкого, явно антикультурного капиталистического эго­изма, против угнетения и порабощения светлого начала радо­стного труда империалистическими побуждениями до грубо­го и беззастенчивого хищничества развившегося уже тогда в Европе капиталистического строя и хозяйства, к все боль­шим вожделениям близоруко подстрекаемого и в своих мни­мых интересах во что бы то ни стало поддерживаемого со сто­роны тогда, особенно в Германии, усилившегося режима почти бесконтрольной императорской власти с ее все возраставши­ми, поистине безумными притязаниями2

1 Фрагмент нрн водится но рукописному варианту, где был зачеркнут. ИД.

Теоретическим завершением этого и по числу вышедших в свет капитальных произведений1, и по богатству развитого в них идейного содержания, и во многих других отношениях замечательного периода философского развития Наторпа можно считать то углубление, систематизацию и во многом ко­ренное обновление его психологических и логических воззрений и теорий, которые, наряду с продолжающимся влиянием на не­го в 1902 г. появившейся в первом издании «Логики чистого познания» Когена, особенно же впервые изложенного в ней учения о «бесконечном суждении» (das unendliche Urtheil) как трансцендентальном источнике (Ursprung) познания, а также в связи с упомянутым протестом Наторпа против основных, таящих в себе гибель, черт современной ему эпохи, — подгото­вили постепенный, правда, переход Наторпа к третьему и по­следнему периоду его философского развития, длившемуся целых 15 лет (1909-1924) и представляющему для нас не толь­ко в теоретическом отношении, но также по идейной связи его с основными вопросами современной общественной действи­тельности, особенный актуальный интерес.
Что касается прежде всего теоретического углубления пси­хологических и в связи с ними отчасти также логических воз­зрений конца второго периода философского развития Натор­па, о котором здесь идет речь как о преддверии в новый пери­од его развития и которое в связи с указанным влиянием логики Когена привело Наторпа к изданию в 1912 г. его «Allgemeine Psychologies·28 и непосредственно возникшему за­тем в связи с ней замыслу его «всеобщей логики» («Allgemeine Logik»), то это углубление и развитие его психологии, должен­ствовавшее привести к полной ее реформе, а вместе с тем и к новому обоснованию всей философии Наторпа может быть охарактеризовано указанием следующих, уже тогда в достаточ­ной мере определившихся, весьма важных моментов:

  1. В еще большей, чем до сих пор, мере становится для На­торпа ясной и убедительной необходимость признания глубо­кого, коренного единства всех отдельных областей психологии: психологии представлений, направляемых на действитель­ность окружающего мира, психологии стремлений воли, реали­зуемых в человеческом поведении, психологии эстетической фантазии, находящей свое применение в постижении прекрас­ного в природе и создании произведений искусства — в един­стве сознания субъективного как такового и в его всеобъемлю­щей, правда, только еще искомой, закономерности.
  2. Субъективное единство сознания само возможно лишь на основе и, так сказать, лишь как обратная сторона единства сознания объективного, выражающего внутреннюю предмет­ную связь, объединение и на этом пути впервые получаемое синтетически-систематическое единство разных родов позна­ния объекта законоустанавливающих и именно таким обра­зом и самый предмет свой впервые устанавливающих наук: логики как выражения предметной, объективной истины на­учного познания; этики как такового же выражения такой же объективной истины познания о нравственном (добром) в его отношении к направленной на него воле, эстетики как выра­жения истины и познания об эстетически-прекрасном, содер­жащемся в художественном постижении и творческом пост­роении прекрасного как объекта и т. д.
  3. Всякое познание и наука есть только тот или иной род, вид или отдельное данное содержание сознания на достиг­нутой в каждом данном случае ступени ясности его опреде­ления.
  4. Психология как наука о субъективной стороне разных родов закономерности объективного сознания и их единства и сама есть тем самым наука о субъективной закономерности и субъективном единстве сознания, не оторванном и не про­тивопоставляемом объективной закономерности, но пред­ставляющем собой лишь как бы развитие этой исходной объ­ективной закономерности и единства научного познания в сферу, как бы сказать, нового, более глубокого и первона­чального измерения, самого в себе всегда единого и целостно­го, но не во всех своих глубинах сразу постижимого сознания, со всеми его также прогрессивно все более глубокий смысл получающими определениями: единства, закономерности, не­прерывности, первоначальности и т. д.
  5. Между всеми этими слоями, направлениями или изме­рениями сознания и, прежде всего, между так называемой объ­ективной и так называемой субъективной его сторонами, не­смотря на всю их видимую противоположность, есть непре­рывный переход их между собой, как и со всеми друга ми слоями, или измерениями, сознания, если таковые есть и мо­гут быть открыты, — связывающая непрерывность, все полнее и все глубже себя раскрывающего первоначального единства со­знания, так что все эти стороны, объективная и субъективная прежде всего, только взаимно дополняют друг друга и только в соединении между собой могли бы дать исчерпывающую картину того, что мы, объединяя все эти стороны, условно на­зываем человечеким духом или человеческим сознанием в его первоначальном единстве и непрерывности его развития.

 

1«Социальная педагогика», «Философия и педагогика», «Логические ос­новы точных наук», «Философия и ее проблемы», «Культура народа и культура личности», «Песталонци» и др.