Карта сайта

Проблему единой, по единому методу разрабатываемой ...

Проблему единой, по единому методу разрабатываемой фи­лософии, как синтетической и постоянно дальнейшему разви­тию открытой системы принципов всех помянутых родов фи­лософского познания, Наторп с полной определенностью осо­знает и формулирует уже в первую половину этого периода своего философского развития. «Если современным положе­нием вещей, — так писал Наторп уже в 1894 г., — вопросы по­ставлены радикально, то нужны и радикальные ответы на них, следовательно, нужна наука, но не та или другая наука, а ра­дикальная наука — философия»24.

Та философия, однако, которую в последующие 15 лет сво­ей жизни развивает Наторп в целом ряде своих выдающихся по таланту и повсюду приобретших влияние философских и педагогических произведений (особенно в его ...25#), — эта философия не есть еще окончательная, его собственная, впол­не оригинальная философия, но та, которая служит выраже­нием «основных начал всего мировоззрения» той неокантиан­ской школы, которая стала известна под именем марбургской школы философии, основанной Г. Когеном в 80-х годах про­шлого столетия.

Не вдаваясь и здесь в подробности, мы наметим только об­щую схему синтетической связи и единства принципов этой, во многом, правда, преобразованной, очищенной от ошибок и углубленной, но в существе своем все еще платоно-кантов- ской системы воззрений на бытие, познание, нравственность, прекрасное, воспитание и связанные со всем этим более вто­ростепенные проблемы философии.

Преобразованная в указанном выше направлении на осно­ве платонизма эта платоно-кантовская философия есть фило­софия человеческой культуры и в этом смысле представляет собой как бы некоторую высшую педагогику, по отношению к которой сами они есть ее обосновывающая и именно пото­му — философская сторона: истинная философия имеет свою (конкретную) педагогическую сторону, истинная педагогика, педагогика мировой культуры, — философскую сторону.
Понятой в этом смысле философии предстоит критически обосновать самую возможность прогрессивно развивающейся мировой культуры и для этой цели, прежде всего, решить, ру­ководствуясь единым философским методом (методологиче­ский монизм всей школы) основные проблемы бытия и позна­ния, чтобы уже и на этой почве и отсюда перейти затем к ре­шению также и всех других проблем, сразу и в их чисто философском, и в прикладном, или педагогическом значе­нии. И бытие, и познание, и человеческая культура, и ее вы­ражение в воспитании рассматриваются при этом процессу­ально, то есть не как нечто законченное, готовое, как раз на­всегда данное, но как нечто всегда становящееся, растущее, развивающееся. Теория этого процессуально понятого бытия есть поэтому одновременно и теория свободы, автономии или, по крайней мере, — все дальше идущего освобождения чело­вечества в развитии его культуры1.

Но это процессуально понимаемое бытие есть бытие жизни, стало быть — бытие сознания, а познание этого бытия есть по­знание все дальше развивающегося сознания человечест­ва — его самосознание, его культура, с развитием которой шаг в шаг идет и планомерно направляемый и методически охраня­емый рост этой человеческой культуры, то есть воспитание че­ловеческого рода. Необходима поэтому наука об этом развива­ющемся сознании и самосознании, и при этом — не какая-либо наука о той или иной стороне сознания, но основная универ­сальная наука о всем сознании в его целостной полноте и един­стве, радикальная, фундирующая центральное, нет, центриру­ющее единство познания собой выражающая наука — филосо­фия. [Первый, кто во всей глубине понял эту подлинную природу философии и ее единство с педагогикой, понятой в указанном широком смысле, был Платон.

 

1 Это явно антиметафизическое истолкование Канта Η агор пом, несомнен­но, сильно сближает его в этом пункте с основной руководящей точкой зрения диалектического материализма, с его энергичным протестом про­тив неправильной попытки некоторых правых гегельянцев представить познание бытия как принципиально замкнутое в себе и законченное, а процесс мировой истории как раз и навсегда предопределенный.